Дело было не в бобине... Как власти Хакасии довели до кризиса угольную отрасль региона
На предстоящей 26 октября сессии депутаты парламента Хакасии намерены принять обращение к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой спасти важнейшую для региона угольную отрасль,
На предстоящей 26 октября сессии депутаты парламента Хакасии намерены принять обращение к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой спасти важнейшую для региона угольную отрасль, увеличив квоты на вывоз топлива на экспорт в восточном направлении.
«Ситуация осложнилась. У нас зарплату не получает уже половина коллективов угольных предприятий, налоги тоже скоро не смогут платить, а это недопустимо для бюджета республики» , - пояснил председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев .
В подготовленном тексте депутатского обращения говорится: «Критическая ситуация в угольной отрасли Хакасии вызвана постоянным снижением объемов вывоза угольной продукции в восточном направлении. В 2022 году идет ежемесячное снижение объемов добычи угля и вывоза на экспорт в восточном направлении – с 868 тыс. тонн в марте текущего года до 57,4 тыс. тонн в сентябре текущего года. Это негативно отражается на финансовой устойчивости региона, в том числе в части поступления налога на прибыль организаций, который составляет более 51% от общего объема налоговых доходов региона ».
Напомним, в июле этого года депутаты Верховного Совета Хакасии уже принимали аналогичное обращение, но толку с него не было никакого. С большой вероятностью - на этот раз результат будет таким же, то есть нулевым. Потому что такие вопросы не решаются призывами из региональных заксобраний. Тут требуется долгосрочная системная работы высшей исполнительной власти региона с АО РДЖ и федеральным центром. А с этой работой в Хакасии все очень скверно.
НАСКОЛЬКО ВСЕ ПЛОХО
1. В 2021 году из Хакасии отгрузили 16,8 млн тонн угля, из них на Восток - 5 млн тонн угля, а на Запад — 11,8 млн.
2. В 2022 году утвердили квоты на вывоз из республики 5,1 млн тонн в восточном направлении. На запад планировалось вывезти 6,2 млн. Но фактически это направление вообще закрылось.
С 1 августа вступил в силу полный запрет на поставки российского угля в страны Евросоюза. Соответствующая мера была реализована в пятом пакете ограничительных мер в отношении России, который был принят в апреле. До этого ежегодный объем импорта российского угля в ЕС составлял €8 млрд.
В результате в 2022 году отгрузка угла из Хакасии во всех направлениях (в том числе на внутренний рынок) упала до 15,3 млн тонн – это на 14,2% по сравнению с прошлым годом.
ПОЧЕМУ УГОЛЬЩИКИ ХАКАСИИ ПОСТРАДАЛИ БОЛЬШЕ ВСЕХ
Примечательно, что у соседей подобной проблемы нет . Так, в Красноярском крае отгрузка угля в этом году выросла на 21%, а в Туве – на 70,6%.
Также Хакасия стала единственным регионом Енисейской Сибири, где в 2022 году сократилась добыча угля . По данным Красноярскстата за январь-июль 2022 года в Красноярском крае в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом добыча топлива выросла на 19%, в Иркутской области — на 17% в Туве — на 160% (!) и только в Хакасии зафиксирован спад производства на 8%.
В Сибири все угледобывающие регионы - Хакасия, Новосибирская область, Кузбасс, Красноярский край, Тува и Иркутская область везут топливо на восток по Транссибу. Именно перегруженностью Транссиба власти Хакасии объясняли проблемы региональных угольщиков — это мол, объективная реальность, фатум, обстоятельство непреодолимой силы.
Доля истины в этом есть. Но только доля. Недостаточная пропускная способность Трассиба не вчера возникла. Но ранее Хакасия почему-то получала возможность вывозить по нему по 8-10 млн тонн в год, а сейчас — вдвое меньше.
Более того, именно сейчас главная ЖД-магистраль страны стала, образно выражаясь, «гораздо шире»!
В конце сентября в холдинге «РДЖ» заявили о завершении первого этапа реконструкции БАМа и Транссиба - их пропускная способность выросла со 120 млн до 144 млн тонн. А до конца года этот показатель еще увеличится и достигнет 158 млн тонн.
В частности, до конца 2022 года рабочее движение будет открыто на восьми приоритетных объектах. Среди них — двухпутные вставки на перегонах Новый Уоян — Баканы, Анамакит — Новый Уоян и Лодья — Аку, разъезд Апкан на перегоне Мони — Эворон, второй главный путь Аносовская — Пурикан, третий путь на перегоне Слюдянка I — Слюдянка II, реконструированная станция Магдагачи и подъездной путь к морскому порту Суходол с примыканием к станции Смоляниново, сообщили в РЖД .
ДЕЛО БЫЛО НЕ В БОБИНЕ, ДЕЛО БЫЛО НЕ В РЕЛЕ...
Итак, провозные мощности Трассиба и БАМа выросли. Но Хакасии это ничем не помогло.
Главной причиной нынешних проблем хакасских угольщиков стал слабый, а точнее сказать — нулевой лоббистский потенциал властей региона.
Главы Красноярского края, Иркутской и Новосибирской областей, Кузбасса и Тувы сумели на федеральном уровне привести убедительные аргументы, чтобы вырвать себе квоты на вывоз побольше. А вот губернатор Хакасии на такое оказался не способен.
Напомним, еще в июле представители угольной отрасли Хакасии забили тревогу , заявив, что региону на второе полугодие выделили слишком маленькую квоту вывоза угля на экспорт по железной дороге в восточном направлении. С июля по декабрь в этом направлении АО "РЖД" отправит из Хакасии всего 1,6 млн тонн угля. Что для десяти действующих в Хакасии разрезов очень мало. Их суммарная мощность составляет примерно 15-16 млн тонн за полгода, а отправить восточным покупателям удастся только 10% из этого.
Угледобытчики предупредили, что им придется притормаживать производство, и уходить в простой. Что чревато не только огромными потерями для бюджета региона, но и обострением социальной обстановки . Ведь на угольных предприятиях заняты более 5,5 тыс человек.
Угольщики же просили у губернатора помощи в увеличении этой квоты.
В конце июля прошло несколько встреч Коновалова с руководством угольных предприятий, на которых глава региона торжественно пообещал угольщикам добиваться для них на федеральном уровне увеличения вывоза на восток до 8,6 млн тонн в этом году.
С этим громко озвученным обещанием он отбыл в столицу на встречу с заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Алексеем Шило , которая и состоялась 9 августа.
КОМАНДИРОВКА ЗА ВОЗДУХОМ
Но есть одна ключевая подробность! На встречах с угольщиками Коновалов обещал просить в АО «РЖД» и в федеральных министерствах увеличении вывоза на восток до 8,6 млн тонн в этом году . И в Минэкономразвития республики губернатору для командировки в Москву соответствующие документы с запросом и обоснованием на вывоз именно в 8,6 млн тонн.
Но, как сообщили «АИС» информированные источники в Сером доме, в последний момент, уже на уровне Аппарата Коновалова документы переделали, поменяв в них запрос с 8,6 млн на 5,2 млн тонн. То есть — на то что уже и так было.
По сути — в августе хакасский губернатор приехал в АО «РЖД» с официально оформленным и снабженным подписями и печатями требованием: «Ничего для нас не меняйте! Оставьте всё, как есть!».
Я не знаю, как это восприняли серьезные люди в РЖД и федеральных министерствах.
Не исключено, что недоуменно переглядывались, а когда Коновалов от них выходил, еще и пальцем у виска крутили: «Мол, парень-то не совсем неадекватный....» .
Но при этом все «требования» Коновалова в РЖД, разумеется, были охотно выполнены. Он просил ничего не делать и ничего не менять - ему ответили: Конечно! Раз вы просите, мы и палец о палец не ударим!
ДЛЯ КОГО ЭТО ШОУ
Есть подозрение, что Коновалов вообще не собирался что-то делать для угольной отрасли. Его вояж в Москву имел чисто агитационную цель - сымитировать роль спасителя тысяч горняков и их семей. Красиво, под камеры уехать, а потом с еще большим шумом вернуться с заявлением: «Я принес вам счастье! Хакасии гарантировано сохранение прошлогодних объёмов отгрузки на Восток» .
И неважно, что сохранение прошлогодних объемов уже и так было гарантированно, без перелетов Коновалова в Москву и обратно.
ПОЗОР БЕЗ ОГЛАСКИ
Между прочим была еще одна поездка Коновалова в Москву, о которой пресс-служба губернатора не сказала публике ни слова.
26 августа состоялось специальное совещание у Первого заместителя Председателя Правительства России Андрея Белоусова, посвященное вывозу угольной продукции.
На совещании присутствовали:
помощник Президента Российской Федерации — И.Е. Левитин
заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации — А.К. Уваров
первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации — И.Э. Торосов
заместитель Министра транспорта Российской Федерации — В.Н. Десятков
заместитель Министра транспорта Российской Федерации — А.И. Пошивай
заместитель Министра энергетики Российской Федерации — С.В. Мочальников
заместитель руководителя ФАС России — П.В. Иванов
Глава Республики Бурятия — А.С. Цыденов
Глава Республики Хакасия — В.О. Коновалов
Губернатор Кемеровской области — Кузбасса — С.Е. Цивилев
Губернатор Иркутской области — И.И. Кобзев
Глава Республики Саха (Якутия) — А.С. Николаев
Губернатор Новосибирской области — А.А. Травников
Как видим — совещание весьма представительное. А его тема — более чем актуальная и злободневная для Хакасии.
Так почему же Коновалов и его пресс-служба об этом совещании молчали, как рыбы об лед? Да потому, что похвастаться им было нечем. От слова совсем.
В распоряжении «АИС» имеется протокол совещания. Из документа следует, что по итогам встречи у первого вице-премьера России, было решено увеличить квоты на вывоз угля в восточном направлении для Новосибирской и Иркутской областей.
Глава Хакасии голос на совещании не подавал. От слова вообще. Хотя источники «АИС» в Сером доме сообщили, что специально для этого совещания Отдел промышленности Минэконом развития республики подготовил для губернатора справку с обоснованиями необходимости увеличения вывозных квот для Хакасии. Но Коновалов в Москве молчал, в отличие от своих коллег из других субъектов. В итоге некоторые регионы увеличение квот получили, а Хакасия — нет.
КОНОВАЛОВ НЕ ВЫВОЗИТ
В условиях диверсификации экспорта угля на юг и восток отдельные регионы выделяются в решении этого вопроса низкой мотивацией и пассивной потребительской позицией.
Удивительно, но даже на фоне сезонного снижения цен на перевозку грузов полувагонами глава Хакасии не смог решить вопрос с вывозом угля с предприятий республики. К зиме можно прогнозировать дальнейшее ухудшение ситуации с отгрузкой угля из Хакасии.
И это приведет неизбежно к резкому падению доходов бюджета Хакасии во втором полугодии.
Угольной отрасли, которая является крупнейшим налогоплательщиков республики, катастрофически не хватает грамотного лоббиста-технократа, знакомого с практикой работы федерального центра и имеющего связи на уровне руководства РЖД. Таким был прежний глава Хакасии Виктор Зимин.
Нынешний губернатор Коновалов эту важнейшую работу явно не вывозит. Поэтому при нем угольная отрасль, которая ранее была локомотивом региональной экономики и главным кормильцем бюджета, скатывается в стагнацию и упадок.
Последние новости
Спасение предприятия: как республика поддержала ДРСУ в Таштыпе
Правительство Хакасии оказало финансовую помощь, чтобы предотвратить банкротство.
Забота о спине: советы от невролога
Как предотвратить боли в спине и сохранить здоровье.
Проблема детского ожирения в России
Медики предлагают новые подходы к борьбе с лишним весом у детей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией