Не ждите от Сокола спасения, или Почему не надо ждать «Ростех» в Хакасии
Экономист Татьяна Ковалева напоминает читателям житейскую мудрость, которая гласит, что желающий спастись не ждёт спасателей, а делает что-то, чтобы спастись самому, и дает своеобразную интерпретацию того,
Экономист Татьяна Ковалева напоминает читателям житейскую мудрость, которая гласит, что желающий спастись не ждёт спасателей, а делает что-то, чтобы спастись самому, и дает своеобразную интерпретацию того, почему не стоит критиковать Сергея Сокола за то, что он не показывает вменяемых результатов в работе. Точка зрения, которая имеет право на жизнь, тем более когда она аргументирована. В рамках плюрализма мнений представляем нашим читателям на их суд и выводы.
***
«Заграница нам поможет!» – утверждал великий комбинатор Остап Бендер. А на чью помощь уповает руководство Республики Хакасия?
Последние годы мы наблюдаем путешествия губернатора и его замов по нашей стране и зарубежью, следим за посещением ими промышленных объектов и культурных мероприятий, какое-то бюро путешествий и экскурсий за счет налогоплательщиков. И заметьте, что никто уже не задаёт вопрос: «Зачем?», потому что все давно поняли, что именно так эти люди видят свой функционал на тех позициях, на которых они находятся.
Всё в нашей жизни происходит по известной формуле: отрицание, торг, принятие… И сегодня мы, похоже, на последней стадии и принимаем, что этим правительством в Хакасии не будут поставлены цели развития региона, выводящие всех из зоны комфорта, разработаны варианты действий по их достижению, проведено обсуждение и согласование этих возможных стратегии с жителями, подобраны необходимые инструменты поддержки, сформирован пул проектов, реализация которых позволит достигнуть запланированных результатов…
Мы смотрим сообщения СМИ и видим, как губернаторы регионов (но не нашего) презентуют свои проекты Президенту страны, как просят поддержки, а что можем предложить мы? Туризм, уголь, «короводство»? Что ещё? Когда-то я предлагала разные форматы деятельности для наращивания налогооблагаемой базы в регионе, в итоге получила массу неприятностей. Время прошло. Риски, о которых тогда говорилось, случились. Одни и те же люди делают одно и то же, так почему кто-то продолжает ждать от них другого результата? Не умеют, не хотят учиться, месяц прошёл, зарплата на карточку упала, жизнь состоялась. Бессмысленно тут говорить о совести, о том, что они на этих позициях должны из кожи лезть ради людей…
В связи с этим меня также удивляют те, кто настаивает на том, что спасать Хакасию в одиночку обязан С.М. Сокол. Дескать, он это обещал, указывая на свои связи в федеральном центре и госкорпорацию «Ростех», и не сделал. А почему, собственно, он должен работать за чиновников правительства, предпринимательского и научного сообщества Республики Хакасия? Для меня очевидно, что спасение утопающих должно быть, прежде всего, делом рук самих утопающих. Почему кто-то должен за нас решать проблемы Хакасии?
Например, говоря о «Ростехе» как о потенциальном инвесторе, надо помнить, что это государственная корпорация, создана для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции. Ещё есть вопросы? Какое высокотехнологичное производство есть в Хакасии? Возможно, что у С.М. Сокола были иллюзии по поводу нашего потенциала, всё-таки у нас есть федеральный университет и, если знать какие возможности сейчас такие образовательные организации имеют, например, некоторые из них зарабатывают на выполнении заказов бизнеса за год суммы свыше миллиарда рублей, только в нашем случае действительность оказалась весьма печальной. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова не заточен на инновации, скорее, он их «отвергает».
Открытое письмо будущему ректору Хакасского государственного университета им. Н.Ф. КатановаНа сегодняшний день предприятия, которые входят в состав «Ростеха», занимаются техническим перевооружением, расширением линейки производимой продукции, импортозамещением, созданием условий для обеспечения технического и технологического суверенитета нашей страны. Для этого используются возможности, которые предоставляет национальный проект «Производительность труда», Фонд развития промышленности РФ, Министерство промышленности и торговли РФ.
В начале 90-х годов прошлого века, когда я заканчивала машиностроительный факультет Абаканского филиала Красноярского политехнического института, станки с числовым программным управлением (ЧПУ) в Хакасии можно было пересчитать по пальцам, грубо говоря, их было менее 5% от всего станочного парка, а теперь их доля стремительно увеличивается и на некоторых предприятиях уже составляет свыше 70%. Наступило время ренессанса отрасли машиностроения в нашей стране.
История не терпит сослагательного наклонения, то есть рассуждений, чтобы было бы, если бы годы тому назад Верховный Совет республики, под руководством сами знаете кого, не шёл бы по пути «одобрямса» разрушительных установок «чубайсят» и не торопился бы уничтожать государственную собственность, раздавая налево и направо в «неумелые ручки» промышленные предприятия… Ну, что имеем, то имеем.
Хорошие отношения с главой госкорпорации — это хорошо, это возможность, которая в любой момент может пригодиться, и совсем другое — бизнес-интересы «Ростеха». Непосредственно предприятий, входящих в эту госкорпорацию, на нашей территории нет, и соответственно ресурсы напрямую вкладывать не во что. Это ответ на вопрос: «Почему «Ростех» обходит стороной Хакасию?»
«Ростех» отмечает успехи в Сибири, но обходит стороной ХакасиюНачинать что-то с нуля? Это должен быть серьёзный проект, несущий в себе задел очевидных конкурентных преимуществ сегодня или завтра. Как раз это относится к проекту добычи в Тыве лития, необходимого для производства батарей для электромобилей. Тут нашим соседят повезло. Ничего не скажешь. И уголь у них лучшего качества, а теперь ещё и литий…
«Ростех» ждали в Хакасии, но он пришел в ТувуКак вариант, если бы в Хакасии было предприятие, готовое развиваться, имеющее достаточный технологический потенциал и компетентные кадры и готовое стать частью госкорпорации, то, возможно, это было бы интересным для «Ростеха». Пока ничего подходящего под такое решение не вижу.
На мой взгляд, с учетом того, что сохранилось в Хакасии из машиностроения, и с учётом особенностей текущего момента я бы подумала о возможности трансформации в машины разминирования или использования для других целей в зоне СВО тракторов, которые делают на Абаканском опытно-механическом заводе, рассмотрела возможности производства, обеспеченность оборудованием и наличие компетенций у сотрудников на Абаканвагонмаше и обратилась бы с предложениями в Министерство обороны или в ту же госкорпорацию «Ростех» с предложением о кооперации, производстве нужной фронту продукции на свободных площадях завода (если они есть, конечно).
Может быть, ещё можно восстановить цеха контейнерного завода — и вот вам готовые помещения для логистического центра.
В общем, предложения есть, но пока не вижу, с кем из наших «бежевых» чиновников, их можно реализовывать, поскольку, такие масштабные задачи не решаются в одиночку. И не упрекайте С.М. Сокола, он это тоже хорошо знает.
Есть такая метафора – упав в воду, кто-то сразу стремится всплыть на поверхность, а кто-то ждёт, пока опустится на самое дно, чтобы от него оттолкнуться… Может быть, пора признать, что мы уже спустились слишком глубоко, ещё немного, и точка невозврата будет пройдена, и мы утратим шансы на спасение…
Татьяна Ковалева
Артём КоролёвПоследние новости
Эскалация конфликта: реакция главы Хакасии на слова Путина
Валентин Коновалов высказался о ситуации с ракетными ударами по России.
Экспорт мёда из Алтайского края достиг новых высот
За девять месяцев 2024 года объем экспорта мёда значительно возрос.
Советы по профилактике гриппа и ОРВИ от Роспотребнадзора
Как защитить свой организм в сезон вирусов.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией