Перезимуем? Если заплатим — да, ну или «авось» нам в помощь!
Прошла зима, настало лето и, раньше бы сказали, спасибо партии за это! Но партии той давно уже нет, а новые на «спасибо» за последние четверть века так и не наработали.
Прошла зима, настало лето и, раньше бы сказали, спасибо партии за это! Но партии той давно уже нет, а новые на «спасибо» за последние четверть века так и не наработали. Поэтому в Хакасии благодарить за то, что мы как–то пережили эту зиму, пожалуй, надо только Всевышнего. От большой катастрофы, судя по тому, в каком состоянии у нас находится система ЖКХ, республику спасло исключительно чудо. Но свезет ли так региону следующей зимой? А она придет и уже всего лишь через пять с небольшим месяцев.
Правительство, безусловно, готовится к неизбежным холодам. На совещании в минувшую субботу, 11 мая, глава Хакасии Валентин Коновалов назвал главной задачей сегодняшнего дня подготовиться к безаварийному прохождению отопительного сезона. Но насколько реально выполнить ее?
– Безаварийно про йти зиму – реально, – уверен и.о. министра строительства и ЖКХ республики Хакаси я Анатолий Безлепкин.
Однако тут же оговаривается:
– Для этого нужны системные преобразования.
Эти системные преобразования правительство планирует провести среди муниципальных унитарных предприятий, которые на местах занимаются вопросами ЖКХ. Теперь из унитарных их, кажется, переведут в казенные.
При действующей сейчас системе МУПов, вся инфраструктура принадлежит муниципалитету. И для того, чтобы по закону выполнить свою функцию по организации теплоснабжения, водоснабжения и так далее населения, муниципалитет вынужден создавать юридические лица вышеозначенной организационно-правовой формы. И при существующем тарифе заходить в отопительный сезон.
Так вот эта система в Хакасии сейчас признана если и не порочной, то близкой к таковой.
– Корень всех коммунальных бед не только в износе, но еще и в экономике, – рассказывает Анатолий Безлепкин. – Если валовая выручка у предприятия не обеспечивает расходы по основным статьям: как-то заработная плата с налогами, расчеты за топливо и расчеты за электроэнергию, то о планомерном существовании и комплексном функционировании невозможно говорить.
А, к сожалению, всей выручки, даже при стопроцентной собираемости платежей с населения и оплаты стопроцентной оплаты всех счетов прочими потребителями, увы, не хватает даже на эти четыре первостепенные статьи затрат.
Компенсировать разницу между этими расхождениями в суммах муниципалитетам по факту должен республиканский бюджет. И это те самые выпадающие доходы, которые в бюджет по каким-то причинам из года в год практически не закладываются. Муниципалитеты, чтобы выбить их из казны, должны обращаться в суд. И если у Абакана это получается делать, то у сельских поселений – не всегда. Сами знаете, почему.
Почему же образовывается эта дыра между реальными затратами и тем, что платят за услуги ЖКХ потребители? Так называемая, межтарифная разница. Да потому что, если бы орган регулирования, в лице госкомитета по тарифам, устанавливал стоимость за единицу услуги тепловой энергии, холодной воды, водоотведения и так далее, на том уровне, который покрывал все затраты, этой межтарифной разницы, безусловно не было бы. Но вряд ли это помогло бы производителям коммунальных благ. Потому что в этом случае, далеко не все домохозяйства смогут оплачивать новый, большой тариф. А это значит, рост неплатежей населения, с которыми и так удалось кое-как справиться.
– Экономически обоснованный тариф существенно выше существующего, – говорит и.о министра строительства и ЖКХ республики.
Поэтому только Абакану бюджет региона ежегодно компенсирует от 80 до 100 миллионов рублей той самой межтарифной разницы. И да, делается это уже после обращения муниципалитета в суд.
При этом Абакан – не самый яркий пример.
– Затраты, которые закладываются и предъявляются населению, почти покрывают то, что предъявляется ресурсоснабжающей организацией. А прочие потребители, я имею в виду малый и микробизнес, бюджетные и прочие организации – они уже платят по экономически обоснованному тарифу, – вносит ясность Анатолий Безлепкин.
При этом в Абакане тариф на тепло процентов на 30 выше, чем в Черногорске – городе, который практически каждую зиму замерзает. И это при том, что по всем законам экономики, при более массовом производстве себестоимость продукта должна быть ниже. Другими словами, при равных условиях, это в Черногорске тариф должен быть на 30 процентов выше, чем в Абакане. Но вот таковы экономические чудеса современной России.
И, похоже, правительство Хакасии намерено бороться с этой порочной практикой.
– Необходимо более справедливо, если можно такой термин употребить, подходить к процессу ценообразования. Если население может платить столько, сколько оно сегодня платит, значит, орган регулирования, причем по законодательству это возможно делать не только на региональном уровне, представительные органы местного самоуправления тоже имеют право по согласованию с регионом увеличивать тариф и причем больше, чем индекс, установленный для субъекта федерации, – говорит Анатолий Безлепкин.
Напомним, 1 июля 2018 года для Хакасии этот индекс составлял 4,7 процента. С 1 июля 2019 за услуги ЖКХ в Хакасии мы будем платить больше. Суммы в наших платежках увеличатся от 2,7% до 3,2%. Но если принять во внимание слова и.о. министра, то и это повышение, возможно, еще не все. Только вот решится ли пойти на этот непопулярный шаг правительство республики?
Впрочем, тут вариантов, похоже нет. Иначе предстоящую зиму нам опять придется проходить на «авось».
Алексей КИРИЧЕНКО
Анна Спасская
Последние новости
Советы по профилактике гриппа и ОРВИ в холодное время года
Роспотребнадзор напоминает о важности соблюдения простых правил для защиты здоровья.
Опасность устойчивых бактерий: как неправильное использование антибиотиков угрожает здоровью
Проблема устойчивости к антибиотикам становится всё более актуальной в современном обществе.
Гуманитарная помощь для бойцов из Хакасии
Мэр Абакана и парламентарии доставили новую партию груза на фронт.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку