Почему «бензиновые» цены взяли разбег?

Одна из при мет наступления лета в России — ощутимое удорожание горюче го .

Одна из при мет наступления лета в России — ощутимое удорожание горюче го . Этот июнь — не исключение. Ценники на абаканских заправках меняются (разумеется, в сторону повышения).

Причем стоимость «горючки» внутри нашей страны повышается независимо от того, растут или падают мировые цены на нефть. Многие автолюбители до сих пор наивно верят, что их падение может сделать бензин в России дешевым. Как бы не так! Вспомните яркий пример 2008 года: тогда глобальные нефтяные цены уменьшились примерно вполовину, но топливо для россиян соразмерно не подешевело.

Июнь-2019 в очередной раз показал эту особенность ценообразования в нашей стране. С начала месяца мировые цены резко падали, обновляя ценовые минимумы. Суть не в причинах этого, их много — от опасений замедления мирового спроса до «неожиданного увеличения» запасов сырья в США, — а в том, что на фоне дешевеющей нефти топливо в России продолжает расти в цене. В некоторых регионах только с мая оно подорожало на два-три рубля. И это вряд ли предел. Говоря языком статистиков, «сохраняются повышательные тенденции». Так и до полтинника за литр недалеко. Чиновники, как водится, успокаивают народ с высоких трибун, что «все под контролем», и зачастую объясняют большую стоимость бензина в России и ее дальнейший рост не самыми первоочередными причинами. Дескать, всему виной глобальные процессы, летние ремонты на наших нефтеперерабатывающих заводах, повышенный спрос из-за сельхозработ и автоподвижности населения… И ни слова — о том, какова в стоимости каждого литра налоговая составляющая. И о том, что сильно снизить цены можно, уменьшив налоговую нагрузку. А не только «договариваясь» на время с нефтяными компаниями.

А вы задумывались, какую долю государство имеет с каждого литра? Какими способами можно снижать «горючие» цены? Дождутся ли этого автовладельцы нашей нефтедобывающей страны? И к чему им готовиться в ближайшем будущем? Каковы «бензиновые» тенденции и прогнозы? Курс на удорожание или удешевление?Поразмышляем?

« Вс е выше, и выше, и выше… »

Владельцам машин официальных подтверждений удорожания бензина не надо: они прекрасно ощущают его на своих кошельках. Как ощущают и пешеходы. Растущие цены на бензин (и удорожание перевозок) быстро и неминуемо приводят к повышению стоимости продуктов и других необходимостей. В общем, жизнь сразу дорожает.

Официальная статистика фиксирует ощутимый рост «бензиновых» цен и «повышательные тенденции». Например, по предоставленным Хакасским УФАС сведениям (а это ведомство проводит еженедельный мониторинг стоимости ГСМ на местном розничном рынке), еще «с апреля наблюдается рост закупочной стоимости горюче-смазочных материалов». И, как следствие, идет рост цен в рознице. Так, на 7 июня «на автозаправках увеличилась цена на двадцать-тридцать копеек за литр на все виды топлива». В итоге стоимость бензина АИ-95 стала варьироваться на разных АЗС от 43,25 до 43,40 рубля за литр, АИ-92 — от 41,30 до 41,40, дизельного топлива — в среднем 47,10 рубля.

Отметили скачки стоимости бензина и статистики. Красноярскстат тоже проводит еженедельный мониторинг потребительских цен на бензин и дизельное топливо, в том числе в Абакане. В этом ведомстве на момент написания статьи имелись данные за 3 июня, согласно которым средние цены горючего заметно поднялись во всем Сибирском федеральном округе (ситуация эта стала отражением общероссийской). В отдельно взятом Абакане бензин марки АИ-92 стал стоить больше на 0,48% за неделю (это меньше, чем в среднем по России — на 0,48%), АИ-95 — дороже на 0,16% (по стране — на 0,42%), дизельное топливо — на 0,21% (при среднероссийских 0,09%). Среди причин разнобоя в ценах по стране — разная покупательная способность населения и различная пригодность регионов к сельскому хозяйству.

Думаю, что дальше смаковать в статье текущие показатели нет особого смысла. Они постоянно меняются. И не надо ходить к гадалке, чтобы предсказать: до конца года изменятся еще не раз. Увы, в сторону повышения. Эти тенденции хорошо заметны даже по официальным цифрам. К сожалению, экономических предпосылок для уменьшения цен на горючее или их остановки пока не наблюдается.

Почему мировые цены внутренним не указ?

О «горючем» российском ценообразовании написано много умных экономических книг. Остановимся лишь на некоторых особенностях. Жаждущие подробностей без труда проинформируются в библиотеках.

Главный вопрос, волнующий читателей: почему мировые цены на нефть — не указ внутренним? Такая у нас сложилась структура «бензиновой» цены. Самая ощутимая ее часть — налоговая, а аппетиты государства вряд ли уменьшатся при любых нефтяных ценах. Теоретически можно сделать внутренние цены намного ниже, сократив налоги. Но сильно сомневаюсь, что на это пойдут, чтобы сделать приятное автолюбителям и пощадить их кошельки. Прибыль-то для казны от топлива получается нешуточная! А вы знали, что сегодня (по разным подсчетам) до 71% в цене литра бензина на отечественном внутреннем рынке — это прямые и непрямые налоги? Для сведения: это больше, чем производственные затраты и наценка (в структуре стоимости около 10% — цена нефти, еще 10% — производственные затраты и около 17% — транспортировка, наценки, издержки перепродавцов и т. д.). Несколько лет назад налоговая доля была меньше, но не особо: в пределах 50–60%. Пример для сравнения: в США большая часть цены литра бензина — это нефтяные котировки (и поэтому при удешевлении нефти его цена падает), а налогов – около 30%.

Конечно, среди причин роста цен на «горючку» в России есть и не столь явные, одобренные «свыше» и запущенные вручную, как повышение в этом году НДС и акцизов, которое вызвало закономерный ценовой скачок.

Также влияет на цены состояние мировой и российской экономики, сезонный спрос (посевная и возросшая активность автомобилистов после зимы). А кроме того, наши «доморощенные» рыночные особенности. К примеру, монопольный рынок в России. Если бы он не был таким, внутренняя цена на бензин могла бы упасть (по некоторым подсчетам, до 10–20%). Ощутимая инфляция тоже вносит свою лепту: цены на товары каждый год растут, и на бензин – тоже. Устаревшее оборудование отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) тоже влияет: из тонны нефти у нас получают примерно 150 литров бензина, в США – более 400 литров. Плюс ежегодная остановка заводов весной на плановые ремонты добавляет дефицит и спрос на рынке и, как следствие, способствует увеличению цен. А еще у нефтяных трейдеров принято придерживать запасы топлива к началу посевной и потом отпускать его на внутренний рынок. И список можно продолжать.

Тенденции и прогнозы

Стоит ли ждать удешевления горючего в России? Это очень маловероятно. Эксперты, напротив, хором предрекают рост налоговой части в стоимости бензина в пределах 80% (не обязательно в этом году, но в ближайшие). Ведь это — один из действенных способов пополнения проблемного бюджета.

Продолжится ли в этом году рост стоимости топлива? И тут прогнозы экономистов неутешительны. Предпосылок для остановки цен пока не наблюдается. Эксперты предупреждают, что до середины июня подъем розничной цены топлива останется в пределах 2%, однако традиционный ежегодный рост — выше. Поэтому ожидается удорожание за год еще в пределах 7–8%. Эксперты не исключают удорожание бензина до 50 рублей и больше за литр, если не к концу этого года, то в следующем (если сохранятся похожие темпы роста и «повышательные тенденции»). Хотя по официальным прогнозам (например, по словам зампредседателя Правительства РФ Д. Козака) повышение цен ожидается исключительно в рамках официальной инфляции. Чьим предсказаниям верить — решайте сами.

Какой сценарий повышения цен можно предположить? Давайте попробуем прикинуть его по аналогии с предыдущими годами и по особенностям года текущего. Скорее всего, рост цен, как и раньше, будет волнообразным. Часть неминуемых волн мы уже пережили. Следы от них уже аукнулись на потребительских ценах, поползших вверх следом за «бензиновыми».

Первая закономерная волна роста пришлась на январь. Можно сказать, что ее запустили вручную на государственном уровне, подняв НДС и акцизы. Причины следующих волн — это окончание явного сдерживания «бензиновых» цен весной по очередному соглашению руководства страны и нефтяных компаний. Подобные договоренности в этом году (как и в предыдущие) наверное, будут применяться еще не раз, чтобы сделать рост более плавным. От повышения розничных цен они, в конечном итоге, не избавляют. Если оптовая цена растет, то это неизбежно. И после окончания «заморозки» мы снова видим резкий скачок. Далее: каждый год страну накрывают сезонные волны поднятия цен на топливо. С конца апреля по июнь их движут такие причины, как остановка НПЗ на профилактические ремонты и сельхозработы. Потом ценники на заправках меняются уже не так быстро: в третьем и четвертом кварталах они в основном подрастают в пределах инфляции.

Конечно, все это — всего лишь прогнозы, которые могут не сбыться. Хочется в это верить. А как будет на самом деле — время покажет. Ждать осталось недолго.

Татьяна ЗЫКОВА

Продолжение следует.

Фото из открытых источников

Анна Спасская

Последние новости

Интервью с экспертом РАНХ и ГС: Взгляд на социальные проблемы Хакасии

Андрей Тенишев делится мнением о текущих вызовах и перспективах региона.

Виртуальный музей Арбитражного суда Республики Хакасия

Обзор нововведений на официальном сайте суда.

Открытие Молодежного центра Русского географического общества в Хакасии

В Хакасии открылся новый Молодежный центр, способствующий развитию молодежной инициативы.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Юрге

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *