В России запрет продажу на экспорт любых нефтепродуктов, купленных на внутреннем рынке теми, кто их не производил

Главной темой состоявшегося 27 сентября совещания Владимира Путина с кабмином стали меры против роста цен на топливо, что делать сейчас и что делать впредь.

Фото с сайта Кремля

Главной темой состоявшегося 27 сентября совещания Владимира Путина с кабмином стали меры против роста цен на топливо, что делать сейчас и что делать впредь. Интересное предложение сделал вице-премьер Александр Новак.

Новак предложил: " Ограничение так называемого «серого» экспорта, чтобы не  допускать «вымывания» топлива с  внутреннего рынка спекулянтами. Это касается, в  первую очередь, повышения заградительной пошлины для тех перекупщиков, которые не  являются производителями нефтепродуктов, а  покупают их для перекупки и  поставки на  экспорт. То  есть мы введем, повысим заградительную пошлину с  20 тысяч до  50 тысяч рублей.

Также считаю возможным полный запрет на  продажу на  экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на  внутреннем рынке и  не  были произведены, то  есть тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на  экспорт. Здесь важна также будет совместная работа Минэнерго с  Федеральной налоговой службой, с  Федеральной таможенной службой по  соблюдению этих требований".

Полная стенограмма совещания

В.Путин:   Уважаемые коллеги, добрый день!

Перед тем как мы перейдём к  основному вопросу сегодняшней повестки дня, [рассмотрим] несколько текущих. Мы вчера с  Александром Валентиновичем Новаком  – и  сегодня с  утра с  ним ещё говорили, с  Михаилом Владимировичем [Мишустиным] по  поводу ситуации с  ценами на  топливо в  регионах, связанных, конечно, прежде всего с  работами в  области сельского хозяйства. Сейчас вдаваться в  детали не  буду, рассчитываю на  то, что Александр Валентинович сейчас погрузит нас в  эти детали и  скажет о  предлагаемых мерах по  нормализации ситуации. Мы уже говорили об  этом на  встречах с  Правительством.

Пожалуйста, Александр Валентинович.

А.Новак:   Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович.

Еще раз хочу подчеркнуть, что для нашего топливно-​энергетического комплекса ключевой задачей является, прежде всего, обеспечение внутреннего рынка необходимыми, качественными и  по  доступным ценам нефтепродуктами.

Хотел  бы отметить, что за  восемь месяцев этого года мы отмечаем рост производства бензина и  дизельного топлива: по  автобензину  – на  3,3 процента, по  дизельному топливу  – на  6,4 процента по  отношению к  прошлому году. То  есть, таким образом, за  счет тех мер, которые принимались по  модернизации нефтеперерабатывающих заводов и  стимулированию производства, у  нас экологически высокий пятый класс  – объемы производства [такого топлива] увеличились.

Что касается цен на  внутреннем рынке. На  автозаправочных станциях в  рознице рост в  течение года в  среднем по  стране  близок к  уровню инфляции. Понятно, что есть и  масса независимых автозаправочных станций, на  которых в  текущей ситуации сейчас цены несколько выше, чем уровень инфляции, но  на  тех, которые относятся к  вертикально интегрированным компаниям, ограничение цен на  АЗС позволило сохранить цены на  уровне инфляции.

Что касается оптовых цен. За  последние два месяца отмечается рост биржевых цен: в  среднем по  бензину  – на  15 процентов, на  дизельное топливо  – на  30 процентов. Отмечаю, что это именно за  два последних месяца, когда сразу несколько факторов повлияли одновременно: рост мировых цен на  нефть, снижение дисконтов по  продажам российской марки Urals и  ослабление рубля по  отношению к  курсу доллара. Безусловно, это, в  свою очередь, повлияло на  наполняемость бюджета. Но  при этом мы видим, что нефть в  рублевом выражении выросла с  начала года в  полтора раза и  в  сентябре превысила 8 тысяч рублей за  баррель. Поэтому одновременно с  этим увеличилась экспортная альтернатива на  нефтепродукты.

Данный диспаритет, увеличение экспортной альтернативы, привел к  тому, что появилась экономическая мотивация к  росту «серого» экспорта и  росту спроса на  биржевых торгах. При этом маржинальный доход с  учетом того, что цены росли примерно на  уровень инфляции, ушел в  отрицательную зону на  АЗС.

Владимир Владимирович, наблюдались, безусловно, и  отдельные логистические сложности, связанные с  тем, что возник дополнительный спрос на  заправках у  вертикально интегрированных компаний, а  также были проблемы с  вывозом топлива с  нефтеперерабатывающих заводов. Эти вопросы решались в  штабном режиме и  продолжают решаться.

В  целях стабилизации той ситуации, о  которой я сказал,  – по  росту цен на  внутреннем рынке моторного топлива, корректировке биржевых цен и  надежному обеспечению российских потребителей  – в  качестве экстренной меры 21  сентября Правительство ввело запрет на  экспорт автомобильного бензина и  дизельного топлива для насыщения внутреннего рынка топлива объемами. Благодаря этим решениям отмечается снижение биржевых оптовых цен на  моторное топливо. За  последнюю неделю, с  21 числа, они снизились в  среднем на  20 процентов по  автомобильному бензину и  на  16 процентов  – по  дизельному топливу.

Отмечаю, что в  последние два дня наблюдается коррекция примерно на  1–2 процента после резкого падения  – и  это нормально, поскольку те текущие уровни, которые сейчас достигнуты на  бирже, они отражают реальную конъюнктуру. При этом отпускные цены на  дизельное топливо мы также мониторим по  всем субъектам Российской Федерации. В  23 регионах с  21-го числа, с  момента принятия запрета, цены снизились в  среднем уже на  пять процентов на  мелкооптовом рынке и  на  нефтебазах, разброс примерно от  1 до  17 процентов по  регионам.

При выравнивании ценовой ситуации в  оптовом сегменте мы ожидаем дальнейшую стабилизацию рынка и  снижение цен в  мелкооптовом и  розничном сегментах, в  первую очередь у  независимых АЗС. Нефтяным компаниям даны также соответствующие рекомендации.

Кроме этого, еще одна мера, которая принята Правительством,  – это совершенствование биржевых торгов для сдерживания роста цен, снижения ценовой волатильности. Речь идет об  увеличении биржевых нормативов по  продаже на  бирже бензина и  дизельного топлива. Приняты регуляторные меры, а  также административные, то  есть отстранен ряд трейдеров, применявших недобросовестные практики по  торгам.

Как Вы отметили, также особое внимание уделяется поставкам топлива сельхозпроизводителям. Здесь также организована совместная работа в  штабном режиме Минэнерго, Минсельхоза, «Российских железных дорог». Подписан помесячный график обеспечения в  разрезе регионов, а  также в  разрезе нефтяных компаний, приблизительный объем  – 1,8 миллиона тонн дизельного топлива по  ноябрь включительно.

Также компаниям доведены дополнительные объемы поставок дизельного топлива в  адрес сельхозтоваропроизводителей по  субъектам Российской Федерации на  период сентябрь-​ноябрь для завершения полевых работ. Также внимательно следим за  тем, чтобы соответствующая трансляция цен снижения биржевых торгов отражалась на  нефтебазах и  на  мелкооптовом звене и  доходила до  сельхозпроизводителей. За  этим внимательно смотрим вместе с  субъектами Российской Федерации

В  настоящее время, уважаемый Владимир Владимирович, для того, чтобы обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка и  создание экономических стимулов для поставок нефтепродуктов на  внутренний рынок, Правительство предлагает ряд дополнительных системных мер.

Первое. Это корректировка параметров демпфера с  учетом текущей макроэкономической ситуации. Речь идет о  повышении коэффициента, который был снижен с  1  сентября, что позволит нам компенсировать разницу между экспортной альтернативой и  биржевыми ценами на  внутреннем рынке и  повысить эффективность поставок на  внутренний рынок, насытить объемы внутреннего рынка необходимыми нефтепродуктами.

Второе. Ограничение так называемого «серого» экспорта, чтобы не  допускать «вымывания» топлива с  внутреннего рынка спекулянтами. Это касается, в  первую очередь, повышения заградительной пошлины для тех перекупщиков, которые не  являются производителями нефтепродуктов, а  покупают их для перекупки и  поставки на  экспорт. То  есть мы введем, повысим заградительную пошлину с  20 тысяч до  50 тысяч рублей.

Также считаю возможным полный запрет на  продажу на  экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на  внутреннем рынке и  не  были произведены, то  есть тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на  экспорт. Здесь важна также будет совместная работа Минэнерго с  Федеральной налоговой службой, с  Федеральной таможенной службой по  соблюдению этих требований.

Также нам необходимо контролировать уровни наценки, в  том числе вместе с  Федеральной антимонопольной службой, на  АЗС, поскольку при падении биржевых цен это должно отражаться, как я уже сказал, особенно на  независимых автозаправках.

Правительством, Владимир Владимирович, также прорабатывается возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в  отдельные регионы с  высокой долей его использования в  энергетике. В  первую очередь речь идет о  Мурманской области и  Камчатском крае.

Речь идет о  том, что в  результате повышения  биржевых цен  – а  они превысили средний уровень, который складывался за  прошлые годы  – для регионов это дополнительная бюджетная нагрузка, которую необходимо компенсировать, поскольку, естественно, в  тарифах для потребителей эти цены не  учтены.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В  целом в  заключение хотел  бы сказать, что ценовая ситуация на  внутреннем рынке стабилизируется, принятые меры оперативного характера обеспечивают восстановление и  стабильную работу мелкооптового сегмента, независимых сетей АЗС, работу сельхозпроизводителей.

В  ближайшее время по  тем системным дополнительным мерам, о  которых я сказал, мы примем решение. Это окажет долгосрочное влияние на  стабильную ситуацию на  внутреннем рынке. Спасибо.

Доклад окончен.

В.Путин:   Смотрите, мы  же знаем, из-за  чего это происходит  – и  в  связи с  ценами на  нефть, понимали  же, что будет дальше. Это  же не  первый раз, правильно? Цены растут, компании хотят получить по  максимуму прибыль, отправляя на  экспорт  – все понятно, они свою работу выполняют, а  мы с  вами, Правительство, должны другую делать работу, согласованную, конечно, с  компаниями, но  у  нас задачи-​то  другие.

В  сентябре, по  данным Международной биржи в  Петербурге, стоимость 1 литра бензина АИ-92 выросла на  8 рублей. Мы 21 числа ввели эти запреты  – на  экспорт бензина и  «дизельки». Вроде как снижение наблюдается на  бирже, а  за  вчерашний день в  рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 рубля, до  21-го числа был 49,7  – то  есть цена-​то  растет в  розницу. Меры приняты, а  цены растут. Что происходит в  других звеньях  – потребителя мало интересует, потребителю  же результат нужен.

То  же самое касается и  сельхозпроизводителей. Я вам говорил и  вчера, и  сегодня уже говорил, в  некоторых регионах люди ездят  – условно, конечно, «ездят»,  – покупают «дизельку» в  соседних регионах, потому что у  них ничего не  снижается. А  в  отдельных регионах даже подросла цена на  «дизельку», подросла.

Поэтому будем рассчитывать на  то, что предлагаемые меры сработают, и  с  компаниями надо плотнее работать, мы уже с  вами говорили, чтобы они тоже и  свою ответственность понимали. Ясно, что экономика компаний и  для нас важна, это курица, которая приносит золотые яйца, это понятно, мы должны бережно к  ним относиться, все понятно. Но  тем не  менее реагировать на  происходящие события я  бы просил вас более оперативно.

Что касается Мурманской области, Камчатки, то  в  связи с  предпринимаемыми мерами стоимость тем не  менее вырастет на  мазут. У  них выпадающие [доходы] сколько там получаются? Вы смотрели, разговаривали с  коллегами?

А.Новак:   Да, Владимир Владимирович, мы, конечно, отрабатывали с  коллегами. Но  мы считаем, что по  этому году, учитывая, что в  начале были цены на  мазут значительно ниже, чем среднегодовые, и  только в  последние два месяца отмечался рост цен на  мазут, то  примерно выпадающие составляют около 10–12 тысяч за  тонну для этих регионов. То  есть суммарно получается, что для Мурманской области, например, у  них потребление годовое составляет один миллион тонн, это порядка 10 миллиардов рублей.

В.Путин:   11 миллиардов.

А.Новак:   Да, совершенно верно.

В.Путин:   А  для Камчатки  – где-​то  5 [миллиардов рублей], по-​моему.

А.Новак:   Да, там у  них потребление поменьше  – около 200 тысяч тонн в  год, и  поэтому разница примерно такая.

В.Путин:   5 миллиардов, получается. А  с  Минфином договорились о  том, что там будет компенсация?

Антон Германович?

А.Силуанов:   Да, Владимир Владимирович, у  нас есть несколько вариантов решения проблемы. Мы это тоже обсуждали с  Александром Валентиновичем [Новаком].

Если оперативно решать проблему, конечно, можно и  дополнительное финансирование регионам предоставить, хотя там, мы видим, есть неплохие результаты. Предположим, только по  Мурманской области допдоходы  – 9 миллиардов.

Мы готовы в  этом году оперативно отреагировать, предоставив часть дополнительных ресурсов в  виде дополнительной финансовой помощи, но  надо, я согласен, решать системно. Предположим, мы с  «удобренщиками» приняли системное решение: часть они поставляют на  внутренний рынок по  фиксированным ценам, оставшуюся часть  – на  экспорт.

Или можно какой-​то  определенный объем мазута закупать для государственных нужд, в  первую очередь для регионов. И  можно это делать у  тех компаний, которые сейчас получают определенные преференции после тех «маневров» в  нефтепереработке, которые предлагает Минэнерго. То  есть чтобы это было не  накладно ни  для региональных бюджетов, ни  для федерального бюджета.

Но  чтобы оперативно решить вопросы, можно рассмотреть вопрос, конечно, и  о  какой-​то  дополнительной финансовой помощи при необходимости, если она востребована у  субъектов Российской Федерации.

В.Путин:   Послушайте, я с  Вами согласен в  той части, когда Вы сейчас говорили о  том, что у  нас  есть практика по  другим отраслям. Допустим, по  удобрениям. Действительно, поставили на  внутренний рынок необходимые объемы, а  потом зарабатывайте на  внешнем. Есть  же, работает  – ну  и  работает. Ясно, что здесь есть своя специфика, у  нефтянки, но  тем не  менее большой разницы-​то  нет. Но  надо только своевременно эти решения принимать, и  все.

Есть и  другие варианты: своевременное принятие решений по  демпферу и  так далее. Есть и  другие варианты. Но  есть и  вопросы, связанные с  налогообложением: они [компании] начали зарабатывать на  большой цене  –  бюджет тоже зарабатывает. Здесь тоже можно подумать о  каких-​то  уточнениях. Бюджет зарабатывает, они говорят: верните нам эти деньги, которые бюджет заработал.

Подумайте. Мы  же видели, что происходит. И  заранее можно предложить эти варианты решения, и  своевременно, автоматически будем тогда реагировать на  происходящие события при повышении и  понижении цен.

А  что касается того, что Мурманская область заработала, у  них допдоходы есть, 9 миллиардов,  – молодцы, дай им бог здоровья, значит, команда работает хорошо. Во-​первых, на  мазуте они потеряют не  9, а  11 [миллиардов] по  предварительным подсчетам, а  во-​вторых, ну  что  же мы, они работали, работали, а  мы их «чик» сразу  – и  забрали даже не  все 9, а  еще и  плюс 2 к  тому  же. Это  же не  по-​честному, демотивируем людей к  хорошей работе. Поэтому надо посмотреть, как им помочь. Они-​то  здесь совсем ни  при чем, федеральный бюджет получает доходы от  повышения цен на  нефть, а  они  – нет. Они поработали, ну  заработали, хорошо. Что  же мы теперь, всё отнимем? Да  еще их нагрузим, еще 2 миллиарда.

Пожалуйста, посмотрите вместе с  коллегами из  регионов. Ладно?

Источник: сайт Кремля

Последние новости

Советы по профилактике гриппа и ОРВИ в холодное время года

Роспотребнадзор напоминает о важности соблюдения простых правил для защиты здоровья.

Опасность устойчивых бактерий: как неправильное использование антибиотиков угрожает здоровью

Проблема устойчивости к антибиотикам становится всё более актуальной в современном обществе.

Гуманитарная помощь для бойцов из Хакасии

Мэр Абакана и парламентарии доставили новую партию груза на фронт.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Усолье-Сибирском с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *