Валентин Коновалов: "Ситуация, когда предприятия перманентно банкротятся – нездоровая"

Победа на выборах главы Хакасии в 2018 году оппозиционного кандидата от КПРФ привлекла к региону много внимания.

Победа на выборах главы Хакасии в 2018 году оппозиционного кандидата от КПРФ привлекла к региону много внимания. Спустя полгода после вступления в должность глава Республики Хакасия Валентин Коновалов в интервью  «Интерфаксу»     рассказал о разрешении конфликта с энергетиками, оптимизации чиновничьего аппарата и сокращении долгов муниципалитетов. – Валентин Олегович, недавно Вы в суде выиграли иск к пресс-секретарю «Роснефти» Михаилу Леонтьеву о защите чести и достоинства после его нелицеприятных высказываний в радиоэфире. Удовлетворены ли Вы решением суда?

– Суд признал его высказывания несоответствующими действительности, оскорбительными. Решение мне кажется абсолютно верным. Это уже второй процесс, который я у него выиграл (в январе 2019 года Абаканский горсуд Хакасии постановил частично опровергнуть информацию, опубликованную в телепередаче Леонтьева на местном телеканале во время предвыборной кампании Коновалова — ИФ). Надеюсь, что какие-то выводы все-таки будут сделаны, и он будет отвечать за свои слова. Мне кажется, нужно уважать друг друга в общении – в том числе в дистанционном.

– Что сейчас происходит в сфере энергетики региона: удалось ли урегулировать конфликтную ситуацию с энергетиками, которые грозили отключить электричество у коммунальных предприятий за долги?

– Проблема в сфере энергетики комплексная и в целом касается общего состояния жилищно-коммунального хозяйства региона. Мы ее решаем, но это не произойдет мгновенно. Отрасль нам досталась в очень сложном состоянии. Сейчас срыва сроков нет, к зиме мы готовимся.

– Каков долг региона перед «МРСК Сибири»?

– Задолженность перед энергетиками составляет чуть более 500 млн рублей. Где-то 486 млн рублей – это задолженность ресурсоснабжающих предприятий. Из них более 70% – это предприятия-банкроты. Мы вместе с конкурсными управляющими пытаемся повлиять на ситуацию, чтобы восстановить текущие платежи. И одновременно реализуем программу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

По выплате долга «МРСК Сибири» в течение этого года уже разработан график. Конечно, там все упирается в финансы.

Причины долгов, с одной стороны, – выпадающие доходы, то есть разница между экономически обоснованными и льготными тарифами для населения, которые республика выплачивает. У нас были недоимки, начиная с 2017 года они фактически не платились. Чтобы погасить долги – нужны довольно серьезные суммы. Поэтому выпадающие доходы будут заложены в бюджет следующего года. Мы будем их выплачивать, потому что ситуация, когда предприятия перманентно банкротятся – нездоровая, и ее надо исправлять.

С другой стороны, у нас есть проблемы с котельными. Наиболее острые у тех, которые были приспособлены под предприятия. Например, в Вершине Тёи предприятия уже несколько лет не функционируют, идет огромный перерасход топлива. А в Аскизе есть электрокотельные, которая при сегодняшней цене на электроэнергию обходятся очень дорого. В свое время электрокотельные были экспериментальными: на территории региона стоит Саяно-Шушенская ГЭС, электроэнергия обещала быть очень дешевой. Но сегодня цена на электричество для юрлиц составляет практически 7 рублей, топить электроэнергией становится дорого.

– Проблему теплоснабжения Черногорска удалось решить?

– Черногорск – наша главная проблема. В течение нескольких лет город не может получить паспорт готовности к отопительному сезону, местные жители платят за коммунальные услуги по трем разным тарифам, а в феврале произошла серьезная коммунальная авария. Мы ведем переговоры, чтобы одно сильное предприятие вошло в Черногорск и стало единой ресурсоснабжающей организацией.

– В целом есть возможность удешевить энергию, учитывая, что в регионе действует крупнейшая в стране гидроэлектростанция?

– Да, такую возможность мы рассматриваем. Хакасия может перейти в другую зону по закупке электроэнергии – на оптово-розничном рынке. Ранее в эту зону перешли наши соседи – Тыва, Бурятия. Первые обращения были еще в прошлом году, сейчас мы продолжаем работу с ними. От президента уже дано поручение в Минэнерго.

– Что намерены делать власти, чтобы не допустить отключений электроэнергии и теплоснабжения?

– После того, как мы не пришли к консенсусу с энергетиками об оплате долгов, в регион прибыла московская комиссия. Она изучила функционирование организаций ЖКХ и энергетики республики и сделала ряд выводов о необходимости оптимизации. Мы согласны с этими выводами. Более того – реформирование сферы ЖКХ начали еще в конце 2018 года. Например, разработан и направлен в верховный Совет законопроект о передаче полномочий по тепло – и водоснабжению и водоотведению от сел и поселков на уровень районов. Работаем над укрупнениями ресурсоснабжающих организации, чтобы оптимизировать расходы. В селе не всегда есть подходящие специалисты и не всегда у них есть техническая и ресурсная возможность решать эти проблемы.

Кроме того, остро стоит вопрос тарифообразования – не всегда тарифы экономически обоснованы и позволяют предприятиям выживать. Это, к сожалению, приводит к банкротствам.

– Вы сказали, что было принято решение об оптимизации. Что планируется оптимизировать и за счет чего сократить расходы бюджета?

– Первую оптимизацию расходов мы провели еще в конце 2018 – начале 2019 года – эта задача была изначально мной поставлена. У нас пошли сокращения расходов по всем исполнительным органам власти, по администрации главы и СМИ. В принципе итоги были видны уже по первым месяцам этого года. Расходы на содержание чиновничьего аппарата снизились. Экономия составила более 100 млн. Продолжать оптимизацию сложно, хотя мы видим, где еще можно ужаться. У нас все изменения в бюджете происходят через согласование с Министерством финансов Российской Федерации. Пока согласование на какие-то изменения мы не получили, хотя планировали их вынести на июньскую сессию. Эти процессы мы продолжим.

– Эта оптимизация согласуется с теми идеями, которые были заложены в Вашу предвыборную программу?

– Все эти инициативы проведены. Мы ликвидировали Управление по обеспечению деятельности правительства. У нас фактически было два органа, которые дублировали друг друга: администрация и управление по обеспечению деятельности правительства. На сегодняшний день мы их слили, часть людей сократили. В планах было наоборот влить администрацию в управление. Сложность в том, что администрация – это орган, который присутствует в Конституции РФ. И если его убрать, нужно переписывать Конституцию.

Во-вторых, мы ликвидировали представительство Хакасии в Санкт-Петербурге, объединили министерство соцзащиты и министерство труда и занятости – 30 июня они станут одним министерством. Соответственно там сокращения тоже происходят.

– Удалось ли Хакасии добиться увеличения поступлений в бюджет от деятельности угольных предприятий?

– За первые 4 месяца налоговые поступления выросли на 68% по сравнению с прошлым годом, но, конечно, мы не удовлетворены тем, насколько угольные компании увеличили отчисления. Например, в республике с 2018 года было добыто около 24,5 млн тонн угля, половина добыта на предприятиях группы «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК). Но если смотреть по налогу на прибыль – то это, к сожалению, далеко не половина. Поэтому мы сейчас с угольщиками в довольно тесном контакте, и с московским руководством, и с директорами предприятий на местах.

Эти средства можно было бы направить на решение проблем, которых в Хакасии довольно много. Например, в 2018 году республиканским дорогам по подсчетам Министерства транспортного хозяйства Республики Хакасия был нанесен ущерб на 2,4 млрд рублей, а вместе с муниципальным уровнем – это около 3 млрд рублей. Конечно, мы считаем, что этот ущерб должен быть компенсирован. Такая же ситуация с налогообложением и с ущербом природе. Сейчас мы проводим экспертизы, как будут результаты – будем предметно общаться с угольщиками.

– Каковы перспективы таких поступлений от угольных предприятий по итогам 2019 года?

– Как я сказал, в прошлом году было добыто около 24,5 млн тонн угля, если уровень добычи сохранится, с учетом планов предприятий, который мы получили, в 2019 году будет где-то 29-30 млн тонн в основном за счет увеличения добычи на Бейском каменноугольном месторождении. Туда вошел АО «Русский уголь», в этом году уже начинает разработку. Там же у нас активно развивается ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский»: в рамках «Енисейской Сибири» по инвестпроектам были подписаны соглашения на сумму порядка 100 млрд рублей, должно быть создано около 5 тыс. рабочих мест.

Если исходить из плановых показателей, то общий объем добычи угля по всем разрезам к 2030 году в Хакасии может превысить 50 млн тонн в год. Это довольно существенно.

– За тот период, пока республика находится под федеральным управлением, удалось ли сократить долги муниципалитетов?

– У нас сложная ситуация с долгами: большой республиканский долг, долги муниципалитетов стабильны. Задолженность нарастил только Абакан, но это единственный бездотационный, фактически финансово самостоятельный город.

Госдолг республики сокращается – если в прошлом году цифра доходила до 24,6 млрд рублей, на 1 января 2019 года мы вышли на цифру 21,8 млрд рублей, на сегодняшний день мы погасили еще 400 млн рублей – госдолг составляет 21,446 млн рублей. И в принципе по итогам этого года мы планируем его еще сократить.

Если говорить про доходную часть – конечно, мы проседаем, потому что проблемы испытывают и угольщики – у них упала цена на уголь, но к августу-сентябрю цена должна восстановиться. Одновременно с этим из-за санкций упала цена на алюминий – там прогноз не очень благоприятный. Все, к сожалению, зависит не от региона, где-то даже не от Российской Федерации. Тем не менее, мы гасим долги и стараемся исполнять социальные обязательства.

– Если говорить о социальных обязательствах: знаете ли Вы, что ООО «Разрез Аршановский» намерено в июне сократить 138 человек? Из-за чего на предприятии возникли трудности? Есть ли перспективы по сохранению коллектива предприятия? В частности, сотрудников ООО «Разрез Аршановский» готово принять на работу ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский», которое расширяет производство.

– Этот вопрос находится в поле зрения правительства, министерство труда и занятости держит ситуацию на контроле. Мы знаем, что разрез в полной мере эти сокращения реализовывать не намерен. Более того, учитывая, что соседний «Майрыхский» разрез активно развивается, они готовы трудоустроить тех работников, которые потенциально могут быть сокращены.


Последние новости

Эскалация конфликта: реакция главы Хакасии на слова Путина

Валентин Коновалов высказался о ситуации с ракетными ударами по России.

Экспорт мёда из Алтайского края достиг новых высот

За девять месяцев 2024 года объем экспорта мёда значительно возрос.

Советы по профилактике гриппа и ОРВИ от Роспотребнадзора

Как защитить свой организм в сезон вирусов.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Железногорске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *