О требованиях законодательства к деятельности благотворительных организаций

С каждым годом в России возрастает число некоммерческих организаций, важное место среди которых занимают организации, осуществляющие благотворительную деятельность.

С каждым годом в России возрастает число некоммерческих организаций, важное место среди которых занимают организации, осуществляющие благотворительную деятельность. Данное направление обеспечивает развитие многих социальных сфер.

Деятельность благотворительных организаций регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.08.1995 № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Закон № 135-ФЗ), Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1584 «Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью», приказом Минюста России от 31.08.2020 № 190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований» (далее – приказ Минюста России № 190).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 135-ФЗ под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных названным федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Законом № 135-ФЗ также дано определение благотворительной деятельности - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Таким образом, основными принципами деятельности благотворительной организации являются добровольность и бескорыстность.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Также благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация. Преимущественно благотворительные организации создаются в форме фондов, так на территории Республики Хакасия Управлением Минюста России по Республике Хакасия (далее - Управление) зарегистрировано 25 благотворительных организаций, 21 из которых создана в форме фонда.

Благотворительная организация в процессе образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ.

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица.

Не могут выступать учредителями благотворительной организации: органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

Цели, для которых создается благотворительная организация прописываются в уставе и не должны противоречить целям, закрепленным в Законе № 135-ФЗ, а осуществляемая деятельность должна соответствовать таким целям.

Исчерпывающий перечень целей создания благотворительной организации определен ст. 2 Закона № 135-ФЗ, к таким целям, например, относятся:

социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами; охрана окружающей среды и защиты животных; социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций.

Благотворительная организация может быть создана для осуществления одной, нескольких или всех целей, указанных в данной норме закона.

Отдельно стоит сказать о предпринимательской деятельности. П. 3 ст. 13 Закона № 135-ФЗ закреплено, что благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. При этом, при превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Также хотелось бы обратить внимание на ограничения, которые установил законодатель для благотворительных организаций, и на отчетность, которую они должны представлять в Управление.

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с благотворительными программами. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. При этом учитывая положения п. 3. ст. 17 Закона № 135-ФЗ на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Еще одно ограничение для благотворительных организаций касается оплаты труда административно-управленческого персонала: благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Однако данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В части касающейся источников формирования имущества благотворительных организаций следует отметить следующее. Источники формирования имущества определены ст. 15 Закона № 135-ФЗ, ими могут являться:

взносы учредителей благотворительной организации; членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев (волонтеров), включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев (волонтеров); иные не запрещенные законом источники.

Таким образом, с учетом ст. 15 Закона № 135-ФЗ одним из возможных источников формирования имущества благотворительных организаций являются благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.

Пожертвования в форме наличных денежных средств могут вноситься в кассу или ящик для сбора благотворительных пожертвований с последующим зачислением их на лицевой (расчетный) счет организации для дальнейшего их направления на реализацию уставных целей.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Таким образом, благотворительная организация использует свое имущество, включая денежные средства в соответствии со своими уставными целями, а также на обеспечение своих нужд, вытекающих из уставной деятельности организации с учетом указанных условий распределения имущества.

Перейдём к отчётности, которую должны предоставлять благотворительные организации в территориальные органы Минюста России. Предоставляемый отчет о деятельности благотворительной организации должен содержать следующие сведения:

информацию о финансово-хозяйственной деятельности благотворительной организации; персональный состав высшего органа управления благотворительной организацией; перечень и описание благотворительных программ организации; содержание и результаты деятельности благотворительной организации; информацию о нарушениях требований ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Указанная отчетность представляется ежегодно, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (до 31 марта года, следующего за отчетным).

Отчетность благотворительной организации должна подтверждать соблюдение благотворительной организацией законодательства, в частности отсутствие нарушений в расходовании средств, использовании имущества.

Также с учетом п. 5 ст. 16.1 Закона № 135-ФЗ, в случае если благотворительная организация использует ящик для сбора благотворительных пожертвований, она должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, а также публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в сети Интернет). Требования к форме и срокам опубликования такого отчета утверждены приказом Минюста России № 190.

Таким образом, выше были описаны основные требования, предъявляемые к деятельности благотворительных организаций. Более подробную информацию по вопросам государственной регистрации некоммерческих благотворительных организаций, а также осуществления государственного контроля (надзора) за их деятельностью можно получить при личном обращении в Управление по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, д. 82, каб. 2, 3, тел. 8(3902)248-175 (доб. 312, 313, 314, 315).

 

 

 

Главный специалист-эксперт отдела
по делам некоммерческих  организаций
Ю.А. Кукло

Последние новости

Вакцинация от гриппа в республике достигла 39,5% от населения

Необходимость повышения уровня иммунизации среди групп риска остается актуальной.

Вакцинация против гриппа в Хакасии: текущее состояние и рекомендации

В регионе продолжается кампания по вакцинации, но уровень иммунизации остается ниже необходимого.

Роспотребнадзор запускает горячую линию по вопросам энтеровирусной инфекции

Гражданам предоставят консультации по заболеваниям детей на курортах Турции.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Ачинске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *