Эдуард Шахов: «В спектакле должен быть нерв сегодняшнего дня»

Подходит к концу Год театра, скоро Русский республиканский драматический театр имени М.Ю.

Подходит к концу Год театра, скоро Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова отметит свое 80-летие. А еще здесь появился новый главный режиссер и художественный руководитель – Эдуард ШАХОВ.

Он работал главным режиссером и режиссером-постановщиком во многих театрах страны. Поставил более 40 спектаклей. Занимался преподавательской деятельностью. Является членом Гильдии режиссеров России. В 2018 году спектакль Эдуарда Шахова «Магазин» по пьесе О. Жанайдарова вошел в шорт-лист в четырех номинациях Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

– Эдуард Зуфарович, расскажите, как вы пришли работать в наш театр?

– Получил приглашение от руководства театра и Министерства культуры Хакасии. На самом деле приглашение на должность главного режиссера стало для меня сюрпризом. На тот момент я находился на режиссерской лаборатории в городе Мирный в Якутии. Оттуда и прилетел в Хакасию. Встретился здесь с руководством театра, предложил свои идеи, озвучил планы по развитию, репертуарную политику. Конечно же, в первую очередь – это классический репертуар, которого так не хватает актерам и по которому соскучился зритель. Но не мог не упомянуть и про современную драматургию. К ней необходимо обращаться хотя бы на уровне читок, эскизов или лабораторий. Сейчас существуют целые фестивали современной драматургии. Такие постановки очень привлекают молодую аудиторию – запрос любого театра.

– До этого вы были знакомы с нашим драмтеатром и его деятельностью?

– Лично нет, но год назад, когда ставил спектакль в Прокопьевском драматическом театре, посмотрел ваши постановки. Тогда артисты были там на гастролях. Показывали спектакли «Детектор лжи», «Антигона», «Песнь о купце Калашникове», сказку для детей «Кот в сапогах». Все эти постановки произвели на меня хорошее впечатление.

– Прочитала на сайте театра, что вы планируете ставить спектакли по произведениям Шекспира, Чехова… Почему именно этих авторов?

– Понятно, что это великая драматургия и великие имена… Я не ставил пьесы Шекспира, это будет мой первый опыт. С произведениями Антона Павловича Чехова работал, когда занимался со студентами. Ставили дипломные работы по его рассказам и пьесу «Три сестры».

Список классиков на этом, конечно, не заканчивается. Хочется поставить Гоголя, Островского, но мы будем исходить из репертуарной политики, и ориентироваться на зрительские запросы. Не стоит забывать и Хакасский театр, познакомлюсь и с их репертуаром.

– В чем актуальность этих авторов сейчас?

– Если произведение стало классикой, значит, в нем есть такие темы, которые актуальны всегда. Очень интересно изучать тему роли человека в социуме, кто он, что он. Необходимо делать попытки прикоснуться к этим вопросам и пробовать найти на них ответы. Шекспир сегодня очень актуален. У него много тем, созвучных сегодняшнему дню.

– Вы хотите эти произведения осовременить, или классика на сцене останется классикой?

– Что бы мы ни пытались с ней сделать, классика по своей природе таковой всегда остается. Лично у меня нет цели что-то осовременивать ради самого факта осовременивания, но мы понимаем, что должен быть современный язык общения, хотя бы просто для того, чтобы понять друг друга, услышать. Мы должны говорить на языке, который понятен и актерам, и зрителю. Важно, чтобы в актере, в спектакле был нерв сегодняшнего дня. «Театр музей» – нам, наверное, будет не интересен.

– Вы говорите «музейный» театр: почему он может наскучить зрителю? 

– Публика зачастую озвучивает запрос на такого рода развлекательный театр. И многие труппы идут у этого зрительского желания на поводу. Когда поход в театр рифмуют со словами: отдохнуть, развлечься… Но это, скорее, интеллектуальный вид развлечения, если можно так сказать. Возможность испытать некий коллективный опыт осмысления насущных вопросов жизни человека…

– Какие у вас планы на современную драматургию? Какие темы не оставят вас равнодушным?

– Как современный режиссер, я должен говорить со зрителем на современном языке, пытаюсь это делать. Поэтому никак не могу игнорировать современную драматургию. Руководство театра разделяет интерес к ней, организуются лаборатории, читки… Свидетельство тому последняя лаборатория «#На_равных», которая собрала очень много зрителей, в том числе, и молодежи.

А что касается тем… Прежде всего, современная драма рассказывает о боли сегодняшнего человека. И наша задача услышать ее, проанализировать, попытаться разобраться в природе этой боли и найти для себя какие-то ответы. Главная задача современной драматургии – быть услышанными.

– Что еще новое вы планируете внедрить в театр?

– Сейчас приобрели новое световое оборудование, в большом и малом залах идет ремонт – это уже внедрение нового. Хотелось бы приглашать на работу хороших хореографов, художников, режиссеров, потому что при самом современном оборудовании без настоящего специалиста будет использоваться малый процент от возможностей техники и, вообще, постановочного и творческого потенциала театра.

– Расскажите, как прошла ваша встреча с актерами?

– Несмотря на то, что я пока не очень плотно с ними познакомился, впечатление у меня очень хорошее и обнадеживающее. С некоторыми из них мы уже начали работать. В преддверии 80-летнего юбилея театра мы запускаем новый проект – «Лермонт.offклуб». Это новый способ общения со зрителем. В рамках клуба мы будем делать читки, показывать эскизы, проводить лекции, вечера, просто общаться со зрителем. Для первой такой встречи, которая прошла 8 декабря, артисты подготовили «читки» двух пьес: «Горка» Алексея Житковского и «Золото» Екатерины Тимофеевой. Эти пьесы были неоднократно отмечены на фестивалях, например, на «Любимовке». Получили очень хорошие отзывы, «Горка» уже стала хитом – ее много где ставят по стране. 

В читках будут участвовать многие молодые актеры. Это Камилла Османова, Мария Кайзер, Алевтина Буканова, Сергей Бочаров, Кристина Злотникова, Александр Минин. Так же вместе с молодежью будут участвовать Фарит Загидулин, Галина Архипенкова, Ольга Изотова, Людмила Лосякова, Александр Израэльсон и другие… И что меня радует: они все очень активные и заинтересованные. Работа кипит: у актеров есть желание, глаза горят! Надеюсь, так будет всегда. Хочется, чтобы таких встреч, таких работ было больше. Будем стараться, чтобы актеры работали и были счастливы в этой работе. С остальными в труппе мы тоже общаемся, они приходят ко мне, рассказывают о себе, о ролях, которые хотели бы сыграть…

– Эдуард Зуфарович, в Хакасии, в Абакане так же есть люди, которые пишут пьесы. Это драматурги с богатым опытом, и есть молодежь. Вы планируете какую-то работу с ними?

– На самом деле, вы меня приятно удивили и обрадовали, что в Абакане есть такие люди! Конечно, театр должен сотрудничать с местными авторами. Если будут хорошие пьесы, мы всегда можем обратить на них внимание, взять на читки, сделать эскизы. Может, какие-то работы попадут в «Лермонт.offклуб». Будет очень здорово, если пьеса превратится потом в полноценный спектакль.

– Подходит к концу Год театра. Что для вас, как для режиссера, это значит? 

– Было очень много хорошего и интересного. Но для меня лично Год театра в России, конечно же, запомнится тем, что именно в 2019-м я начал служить в Русском драматическом театре им. Лермонтова. Это очень для меня почетно, я горд этим и хочу выразить благодарность за оказанное доверие, постараюсь его оправдать. Особенно порадовало то большое количество поздравлений от коллег и друзей по театральному делу! И я хотел бы, чтобы мои друзья стали друзьями театра им. Лермонтова и наоборот! Простите за нескромность, но и я, и руководство, и актеры – все вместе, общими силами, хотим поднять театр на орбиту самой интересной тволрческой жизни!

– Очень надеюсь, что так и будет! Спасибо большое за беседу. С нетерпением ждем ваших спектаклей! 

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото Марины Педоренко

Кристина SMM

Последние новости

Спасение предприятия: как республика поддержала ДРСУ в Таштыпе

Правительство Хакасии оказало финансовую помощь, чтобы предотвратить банкротство.

Забота о спине: советы от невролога

Как предотвратить боли в спине и сохранить здоровье.

Проблема детского ожирения в России

Медики предлагают новые подходы к борьбе с лишним весом у детей.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Минусинске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *