В номере 88 (12 – 15 августа) газеты «Правда» опубликована статья «Забытый герой», посвященная памяти нашего земляка Матвея Барахтаева
105 лет исполняется Матвею Васильевичу Барахтаеву, лётчику-асу, известному своим героизмом.
Лётчик-ас из Хакасии бил фашистов на самолёте «Коммунаровский горняк», который получил в подарок
105 лет исполняется Матвею Васильевичу Барахтаеву, лётчику-асу, известному своим героизмом. В 1944—1945 годах в небе над Восточной Пруссией он уничтожил 13 фашистских самолётов «Фокке-Вульф-190», ещё два подбил в составе группы. Совершил множество боевых вылетов.
Его друзьями были французские лётчики из полка «Нормандия — Неман». А много ли пилотов получили самолёт в подарок? Матвей Барахтаев получил. И бил фашистов на самолёте «Коммунаровский горняк».
Но кто помнит его сегодня? К сожалению, имя хакасского лётчика-героя практически забыто.
В его биографии сказано: родился 28 июля 1917 года в деревне Старые Очуры (Новопокровка) Красноярского края. В 1938 году, после смерти отца, Матвей уезжает к сестре в Черногорск, работает электриком на шахте №8 и посещает местный аэроклуб.
В июле 1941 года Барахтаев окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов и был направлен в штурмовую авиационную дивизию в Карелию. Лётчик выполнял сложные задания, летал по тылам противника, проводил разведку немецких аэродромов, опорных пунктов и железнодорожных станций.
За период боёв в Заполярье и Карелии Матвей Васильевич уничтожил немало гитлеровских и финских захватчиков, танков, орудий, автомашин, паровозов, кораблей. Вместе с другими лётчиками Карельского фронта и Северного флота своими самоотверженными действиями обеспечивал бесперебойную работу коммуникаций Севера — водного пути по Баренцеву и Белому морям и Кировской железной дороги, надёжно прикрывал Мурманск и другие города Заполярья и Карелии.
Однажды зимой экипаж Барахтаева не вернулся. Самолёт был подбит, лётчик и стрелок-радист чудом выжили. Пришлось выбираться из вражеского окружения. Семь суток голодные и обмороженные лётчики брели по грудь в снегу через лес. Питались замёрзшими ягодами. Но вышли к своим.
С апреля 1943 года в состав авиационного полка, где служил Барахтаев, вошла эскадрилья из французских лётчиков «Нормандия», которая позднее станет полком. Матвей Васильевич был дружен с Героями Советского Союза Марселем Лефевром, Жаком Андре, другими французскими лётчиками, с некоторыми из них встречался уже в послевоенное время в Москве. Была фотография, где он запечатлён с бывшим президентом Франции генералом Шарлем де Голлем.
В начале 1944 года Барахтаев был направлен на переобучение в истребительную авиацию, где освоил истребитель ЯК-3.
А с февраля 1945 года летал на боевом самолёте «Коммунаровский горняк», который был построен на средства рабочих рудников Коммунар, Туим и Балахчино. Горняки решили работать по 3—4 часа сверх смены, а зарплату за переработку отчислять на строительство крылатой машины. Рабочие фабрики, горного цеха, старатели артели «2-я пятилетка» трудились по 10—12 часов. И через месяц напряжённого труда было собрано 120 тысяч рублей.
Рабочие отправили телеграмму в Москву с просьбой построить на их средства боевой самолёт «Коммунаровский горняк» и передать их земляку, гвардии лейтенанту Барахтаеву.
Вскоре на рудник Коммунар пришла телеграмма от Иосифа Виссарионовича Сталина. Он благодарил горняков за заботу об армии. Прислал письмо и Барахтаев: «Здравствуйте, дорогие земляки! Ваше письмо я получил. Из него я узнал, что вы передали Красной Армии боевой самолёт и доверили его водить мне. Не знаю, как мне вас благодарить. От всей души посылаю вам фронтовое спасибо. На подаренном вами самолёте я ещё крепче буду бить фашистов, не дам им никакой пощады. Клянусь вам в этом. С приветом, Матвей Васильевич Барахтаев». И обещание сдержал!
19 января 1945 года в небе над Восточной Пруссией в одном бою Барахтаев сбил два «Фокке-Вульфа-190», а 9 февраля сбил лично ещё два. 11 февраля в воздушных боях в 4 км юго-западнее Хейлигенболя добавил к своему счёту ещё один «Фокке-Вульф-190».
Кстати, что стало с «Коммунаровским горняком»? По словам Героя Советского Союза Анатолия Голубова, бывшего командира Матвея Барахтаева, самолёт «имел множество пробоин, деформирован. Из него Матвей выжал всё что мог. Машина была негодна к ремонту и дальнейшим полётам. Но своё назначение оправдала с честью».
День Победы Матвей Барахтаев встретил в Берлине. В дальнейшем он участвовал и в войне с Японией.
Матвей Васильевич Барахтаев награждён двумя орденами Красного Знамени и двумя Красной Звезды, также за свой героизм был удостоен орденов Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
После окончания войны продолжил службу в военной авиации. В мае 1964 года (в некоторых источниках дата гибели — 1974 год) Матвей Васильевич Барахтаев погиб при исполнении служебных обязанностей. Сведений о том, как он погиб, к сожалению, пока отыскать не удалось. Похоронен он в Москве.
Таков был уроженец Хакасии Матвей Барахтаев, незаслуженно забытый нынешней триколорной властью.
Елена Лисицина
Последние новости
Советы по профилактике гриппа и ОРВИ в холодное время года
Роспотребнадзор напоминает о важности соблюдения простых правил для защиты здоровья.
Опасность устойчивых бактерий: как неправильное использование антибиотиков угрожает здоровью
Проблема устойчивости к антибиотикам становится всё более актуальной в современном обществе.
Гуманитарная помощь для бойцов из Хакасии
Мэр Абакана и парламентарии доставили новую партию груза на фронт.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку