Юрий Курочка: о Хакасии хочу рассказать всему миру

Режиссер нашумевших в Абакане фильмов «Мумие» и «Охотник», директор киностудии «Хакасфильм», оператор, монтажер и просто удивительный человек!

Режиссер нашумевших в Абакане фильмов «Мумие» и «Охотник», директор киностудии «Хакасфильм», оператор, монтажер и просто удивительный человек! Все это – Юрий КУРОЧКА.

За 11 лет работы он успел снять 17 фильмов и объехать каждый уголок Хакасии. Преданность и безграничная любовь к природе республики, ее истории, жизни народа – все это в киноработах творческого человека. А недавно жителям Абакана представили новый проект студии – «Кинопоэзия Хакасии». Это шесть фильмов на стихи хакасских классиков и молодых дарований.

Все начинается с любви

В далеком 1978 году отец будущего режиссера был проездом в Абакане и вскоре объявил семье, что хочет жить в столице Хакасии. Наблюдая из окна вагона за природой нового места жительства, маленький Юра настолько поразился красоте этого края, что загорелся мечтой рассказать об этом всему миру! Абакан, особенно «загоревший», как и его люди в разгар лета, степь, перетекающая в тайгу, журчание речушек… Походы в кинотеатр «Победа» и личный фотоаппарат только укрепили это стремление.

Окончив Абаканское музыкальное училище по специальности «Организатор культурно-просветительских работ», Юрий Курочка получил дополнительное образование в Москве, стал режиссером документального кино.

– На тот момент, работая на телевидении оператором, мне повезло попасть на курсы ВВС в Екатеринбурге, – рассказал режиссер. – Репортеры, операторы проводили в течение трех месяцев очень интересные мастер-классы или даже, скорее, курсы. Раз в неделю мы готовили выпуск новостей, причем, некоторые сюжеты уходили прямо на ВВС. Это был действительно бесценный опыт! Потом я немного работал в кино, в Москве, но быстро понял, что это не мой город. Хотелось рассказывать людям о том, о чем сам хочу, а не о том, что требует продюсер.

Первый фильм, который Юрий снял сам – «Наедине с Хакасией». Документальный фильм, охватывающий все то, что делает наш родной край действительно уникальным местом: природа, археологическое наследие, гиганты промышлености – СШ ГЭС, Саянский алюминиевый завод… Первая попытка, тогда еще просто оператора, показать Хакасию со всех сторон.

В 2008 году появилась киностудия «Хакасфильм». И в том же году вместе с Нонной Галецкой Юрий выпустили первый полнометражный художественный фильм «Земля отцов» по одноименной пьесе Алисы Кызласовой.

– По правде сказать, вместе с фильмом официально появилась и сама студия. Нонна пригласила меня на встречу с нашим общим другом – Леонидом Горбатовым, научным сотрудником музея Хуртуях-Тас. Вместе мы обговорили решение официально зарегистрировать «Хакасфильм».

– Видимо, правду говорят, что одна хорошая и светлая идея порождает другие такие же! Юрий Викторович, а как сама Алиса Алексеевна отнеслась к вашей идее экранизировать ее пьесу?

– Очень положительно. Мало того, она сама приняла участие в съемках вместе с актерами Хакасского театра Геннадием Чаптыковым, Светланой Чаптыковой, Аленой Топоевой и другими. На тот момент в театре уже шел спектакль по пьесе Алисы Алексеевны, поэтому нам было немного проще работать. Были готовые костюмы, актеры уже хорошо знали свои роли… Конечно, пришлось много сделать, чтобы спектакль превратился в сценарий фильма, но суть Нонна сохранила.

Рог изобилия

Каждый режиссер со временем вырабатывает свой неповторимый стиль. Фильмы Юрия Курочки больше всего восхищают потрясающими кадрами нашей природы. Реки, горы, бескрайние степи… В титрах можно смело писать природу в качестве одного из главных исполнителей. Погода в республике бывает разной, но, как признается сам Юрий, с ней всегда можно договориться или подстроиться под нее.

– Пейзаж подбирается под идею фильма. Например, «Мумие». По сценарию действие происходит рядом с рекой, чтобы там была пещера, скалистые горы… И нам повезло, что все это оказалось в одном месте. Было очень комфортно работать и жить.

Другое дело, когда в прошлом году мы выпустили научно-популярный фильм «Ледники черного Июса». Условия там были действительно сложные. Сначала я сам для себя решил поближе познакомиться с историей этого места, а потом уже пришла идея снять фильм.

– Юрий Викторович, а чем документальное кино отличается от научно-популярного?

– Научно-популярное кино выполняет, скорее, просветительскую функцию. В прямом смысле, поскольку то, что мы видим, о чем рассказываем, подтверждается научными исследованиями и мнениями экспертов. Документальное кино – это то, что мы видим сейчас и об этом рассказываем. По сути, они дополняют друг друга, существуют в совокупности.

К слову, о совокупности. Оказалось, что в коллекции студии есть целые циклы телевизионных фильмов, посвященных Хакасии и ее талантливым людям, которые смогли многого добиться в столице России – «Животный мир и природа Хакасии» и «Хакасия. С любовью из Москвы». Эти и многие другие фильмы официально переданы на хранение в Национальную библиотеку имени Н.Г. Доможакова.

Но студия на этом не останавливается. 16 декабря в Национальной библиотеке на суд зрителей был представлен новый проект – «Кинопоэзия Хакасии». Это шесть фильмов на стихотворения Михаила Кильчичакова, Моисея Баинова, Валерия Майнашева, Натальи Ахпашевой, Анатолия Кыштымова и одно стихотворение молодого поэта Ильи Новикова.

– На самом деле, не мы придумали такой жанр, как «Кинопоэзия». Лет 5 назад нашел в интернете фильмы актера Анатолия Белого. Очень понравилась, я до сих пор их пересматриваю.

Вот и мы тоже решили попробовать сделать несколько фильмов в этом жанре. Образовательный проект «Кинопоэзия Хакасии» снят на средства фонда Президентских грантов и гранта министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия.

Каждый фильм погружает зрителей в особенный мир и восприятие авторов творений знаменитых местных классиков и молодого поколения. Но оказалось, что легче снять один фильм на 25-30 минут, чем шесть коротких.

– Сложнее всего было работать со стихотворением «Проступает из памяти древней» Натальи Ахпашевой. Прежде всего, потому, что оно стало первым в этом цикле. Оно мне очень понравилось, но перебрали много идей, как его преподнести. Все время казалось, что не дотягиваем… К тому же, актеры никак не могли понять его ритмику, в их прочтении оно звучало слишком жестким, суровым. В итоге, озвучил это стихотворение я сам. Хотя итоговый вариант фильма все равно оставил противоречивые впечатления. Кажется, что чего-то не хватило.

– Когда автор – поэт-современник, можно лично встретиться, поговорить, договориться и выбрать лучшее творение. А как быть с теми, кого уже нет в живых? Например, Михаил Кильчичаков и Моисей Баинов…

– Мы брали понравившееся стихотворение и согласовывали решение с родственниками. Например, с дочерью Михаила Еремеевича, – Еленой Михайловной. С Натальей Марковной мы тоже знакомы, а вот с молодым поэтом Ильей Новиковым и его стихотворением «Ответное чувство» познакомились во время работы литературного лагеря этим летом. Тогда искали интересное произведение молодого автора, и организаторы предложили провести в лагере поэтический конкурс. И творчество Ильи пришлось по душе. Он был последним из поэтов, с которым мы договаривались на работу в «Кинопоэзии». Изначально предложили другое его стихотворение, посвященное Абакану, но то авторское представление города не совсем совпадало с моим видением, поэтому я зашел в интернет, нашел страничку Ильи, куда он выкладывает свои стихи и, прочитав «Ответное чувство», понял, что с ним будет намного лучше работать.

– Кто из актеров снимался в ваших фильмах?

– Это актеры Хакасского национального драмтеатра им. А. М. Топанова Русского республиканского драмтеатра им. М.Ю. Лермонтова, а также Хакасского национального театра кукол «Сказка». Некоторые из них уже участвовали в съемках прошлых проектов киностудии, например, Анат Быдышев сыграл главную роль в фильме «Мумие», Максим Султреков принимал участие в фильме «Охотник»…

Впервые нам удалось поработать с Фаритом Загидулиным. Он очень интересный, талантливый актер. Но во время работы над фильмом с его участием возникли трудности. Если вы помните, по сюжету его герой должен был проехать по дороге за рулем большого грузовика и вести беседу с юным попутчиком. А как сам Фарит признался, он только в детстве катался на мотоцикле… Пришлось постараться.

Для каждого актера мы писали условный текст, давая им возможность самим выстроить свои реплики так, как им удобнее. Фарит очень помог нам, предложив несколько интересных фраз, которые очень точно отражали характер персонажа, его образ жизни и мироощущение.

Как признается режиссер, поэтическое творчество – это сложная для работы вещь, уникальная и очень глубокая. Недосказанность, чувство, что можно было бы поработать дольше, глубже погрузиться в «жизнь» стиха – примерно такие ощущения остались у Юрия после работы над «Кинопоэзией».

– Либо человек поэт, либо нет. Если работать с прозой, она может где-то слукавить, где-то обмануть. Поэт же не может лгать. Способность пропустить все чувства, переживания и волнения через себя, а потом так понятно и лаконично выстроить их в виде стихотворения – это Божий дар!

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из архива киностудии «Хакасфильм»

Кристина SMM

Последние новости

Спасение предприятия: как республика поддержала ДРСУ в Таштыпе

Правительство Хакасии оказало финансовую помощь, чтобы предотвратить банкротство.

Забота о спине: советы от невролога

Как предотвратить боли в спине и сохранить здоровье.

Проблема детского ожирения в России

Медики предлагают новые подходы к борьбе с лишним весом у детей.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Улан-Удэ, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *