«Быть лучшей версией себя»: детский тренер – о спорте, благотворительности и жизненных принципах
В конце октября в России отмечался День тренера.
В конце октября в России отмечался День тренера. В честь праздника и. о. министра физической культуры и спорта Хакасии Сергей Кочан вручил благодарственное письмо детскому инструктору плавательного бассейна Спорткомплекса им. Н. Г. Булакина Александру Николаевичу Соколенко «за высокий профессионализм, за добросовестный труд и личный вклад в развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия».
Александр – личность в Хакасии известная: спортсмен, мастер спорта по плаванию, детский тренер, представитель партии власти и один из активных членов благотворительного объединения предпринимателей Абакана.
– Александр, поздравляем вас с очередной наградой. В 2022 году вы получили благодарность от главы Хакасии Валентина Коновалова, а спустя год – новое признание вашего профессионализма на уровне министерства.
Сколько лет вы уже работаете тренером по детскому оздоровительному плаванию. Сколько сейчас человек тренируете?
– В спорткомплексе «Абакан» начал работать с января 2014 года. На сегодняшний день тренирую около 150 детей (несколько групп по 10-15 человек). Для понимания: в спорткомплексе есть детский бассейн и большой. В детском, понятно, детки меняются: кто-то уходит, кто-то приходит. А во взрослом – процентов 80 – это мои дети, которые тренируются пять и больше лет. Я вижу, как они растут. Те, кто пришел ко мне в восемьдевять лет, уже с меня ростом.
– Непосредственно о спорте предлагаем поговорить чуть попозже. Сейчас, как ни странно, будет вопрос о политике и общественной жизни. Вы вступили в партию «Единая Россия». Для чего?
– Да, вступил в партию в мае по приглашению. Стараюсь активно участвовать во всех мероприятиях, съездах, заседаниях, проявляю себя как лидер, как оратор.
Главная цель, которую преследую, – развитие и популяризации спорта для всех детей Хакасии, без исключения.
В настоящее время прохожу обучение от партии для повышения квалификации. Одним словом – активно развиваюсь.
Коллеги по партии ценят меня и уважают, помогают во всех начинаниях. Недавно ездил в Москву в новом для себя амплуа партийного деятеля. Раскрывать пока всех секретов не буду, но скажу, что познакомился с очень умными и значимыми людьми в Министерстве спорта России.
– Как давно вы занимаетесь благотворительностью?
– Около трех лет. У нас в Абакане собралась отличная команда из предпринимателей. Это мои друзья, знакомые. Вместе мы помогаем нуждающимся детям (детям-сиротам, многодетным семьям и т. д.) заниматься развитием. Речь – о кружках, секциях, развивающих школах. Мы собираем деньги и оплачиваем занятия. Многим семьям, к сожалению, это не по карману.
– Это очень хорошая инициатива. Есть статистка, скольким детям уже помогли?
– Если честно, мы не считаем. Думаю, счет идет на сотни. Знаете, что самое ценное в этом – видеть искреннюю радость и счастье ребенка от того, что его мечта наконец-то осуществилась. В этот момент чувствуешь себя … даже не знаю, как правильно сказать, … человеком.
Хочется отметить, что поддержку нам оказывают многие, в том числе Правительство республики, Министерство спорта.
– Что для вас самое важное в жизни?
– Вот представьте, что в мире нет денег, ценностей, и перед человеком стоит выбор: чем он хочет заниматься в жизни для удовольствия. Так вот, если это удовольствие ты сделал своей профессией, то все будет хорошо. Работа должна приносить радость, ее нужно воспринимать как хобби, идти на нее с улыбкой на лице, а не как некоторые: от звонка до звонка, на автомате, по принципу «день прошел и, слава богу». И еще, я об этом детям говорю постоянно: не нужно следовать за толпой, важно идти своей дорогой, не обращая внимания на критиков, завистников, недоброжелателей.
– Назовите три ключевых, на ваш взгляд, качества детского тренера.
– Самодисциплина. Позитив. Энтузиазм.
– Есть такое выражение: тренером надо родиться. Вы согласны с ним? Или же им может стать каждый?
– Хороший вопрос. Отчасти да, надо родиться. Но в целом, как я считаю, главное – чтобы занятие было по душе. В таком случае призвание, прогресс обеспечены – будешь работать лучше всех, потому что это приносит удовольствие.
– А что вам помимо работы приносит удовольствие? У вас есть хобби?
– Я отношусь к той категории людей, для которых хобби – это любимая работа. От нее я получаю ежедневное удовольствие. Нет, не устаю.
В свободное время люблю читать, играть в шахматы. Еще люблю горы, быть наедине с природой.
– В общем, вы постоянно в движении. Быть может, дадите совет нашим читателям в период осенне-зимней хандры, как бороться с ленью и быть всегда в тонусе.
– Самое главное – самодисциплина, гармония с самим собой. Всегда надо ставить себе цели и шаг за шагом идти к ним, никого не слушая, не обращая внимания на сплетни, интриги. Как бы банально ни звучало, но чем труднее путь, тем лучше результат. Главное – не смотреть на других, быть собой. Но, чтобы этого добиться, нужно понять, чего все-таки на самом деле хочешь. Если «из-под палки», то ничего, увы, не выйдет.
– Каких принципов вы придерживаетесь в жизни? Какие правила вывели для себя?
– Жизнь – она одна, и надо тратить время с умом.
Быть всегда на позитиве с миром.
Чтобы не происходило, помнить: из любой ситуации есть выход.
Всегда нужно проявлять характер и оставаться собой, не предавать себя.
Смотреть нужно, в первую очередь, на себя, а уже потом на других.
Никогда не надо никому давать советы или учить.
Все мы разные: и развитие, и воспитание, и жизненные цели… Какой ты – такое и у тебя.
Читай книги; занимайся спортом, любимым делом; ищи правду; будь честным с самим собой; делай добро и помни: все будет хорошо.
Если про тебя идут слухи – значит ты личность.
Люди не завидуют плохому. Они обсуждают и завидуют лучшим. Поэтому, не смотри на них, иди всегда вперед, а они, поверь, так и будут стоять на одном и том же месте.
И в заключении мое любимое выражение: умные люди обсуждают цели, средние – события, а глупые – других людей.
__________
Сказано!– На тренировках вы с детьми читаете стихи и разговариваете на английском. Для чего?
– Для стимула, для развития памяти, для общего развития. Поначалу дети думали, что это шутка, а когда я начал рассказывать стихи, они обалдели. Сам постоянно учу, и они за мной тянутся. Бывают тренировки, на которых мы вообще не говорим на русском. Иногда, кто-то забывается, и я говорю: «Stop, please, english». Дети поначалу были в шоке, судорожно вспоминали слова. Впоследствии это стало для многих стимулом к изучению языка. Сейчас уже уровень выше: они на английском рассказывают, как прошел их день, я им рассказываю анекдоты.
___________
«Я ВИЖУ РЕБЕНКА, КАК РЕНТГЕН»– Александр, мы знаем, что плаваете вы с раннего детства. Почему родители отдали вас именно в этот вид спорта ?
– Когда мне и Денису (брату-близнецу – прим. «ШАНС») было лет пять, мы с родителями катались на лодке с мотором в зоне отдыха. В памяти сохранился этот момент – я сидел с краю и захотел посмотреть на волны. Наклонился и… выпал. Плавать, конечно же, не умел. Помню, что руками пытался ухватиться за кромку воды, барахтался, но это не помогало, и я стал погружаться под воду. Неожиданно рука отца схватила меня и потащила в лодку. Я даже не понял, что случилось. А уже спустя несколько дней родители отвели нас в бассейн. Вырастить спортсменов из нас не планировали. Главная цель, которую преследовали, – научить плавать. Через полгода к родителям подошел тренер и предложил отдать нас в профессиональное плавание, мол, у нас хорошая выносливость и гибкость.
– Логично предположить, что после школы вы поступили на факультет, связанный со спортом?
– Нет, мы поступили в Московский государственный агроинженерный университет на педагогический факультет. На физкультурном мы могли выучиться и в Абакане. Но нам важно было получить качественное московское образование. Спустя год родители тоже перебрались в Москву. Возвращаться в Абакан мы не планировали совсем. Параллельно с учебой тренировались, я защитился на мастера спорта. Тренер предлагал дальше заниматься, но я понимал: чтобы достигать новых побед, нужно было кушать и пить то, что неполезно для здоровья. Я не готов был к этому. Позже дополнительно окончил физкультурный. Планировал устроиться на работу тренером, но однажды на мой телефон позвонили. Когда на экране увидел телефонный код Хакасии, то очень удивился.
– Кто же звонил?
– Бывший директор спорткомплекса «Абакан» Галина Чудинова. Она знала нас с детства, еще со времен детского бассейна «Дельфин». Она рассказала, что в 2012 году в городе планируют открыть муниципальный спорткомплекс, и предложила работу. Месяц я думал и пришел к выводу, что условия, которые предлагают в Абакане, гораздо лучше московских. Мы с Денисом решили рискнуть и вернулись, а через какое-то время вернулись и родители.
– Общаясь с вами, понимаешь, что вы тот человек, который занимается любимым делом и получает от этого удовольствие.
– Это так. Вообще, я никогда не думал, что буду работать с детьми. Когда мы учились в университете, там был тренер лет 30 (мне тогда около 20 лет было), который занимался с детьми. Как-то ему нужно было уехать, и он спросил, кто может потренировать. Я предложил свою кандидатуру. В итоге я, не имея никакого опыта, позанимался с его группой, а когда он приехал, дети начали просить, чтобы я остался. В итоге он передал их мне. Так я и набрался опыта.
– Все говорят, что у вас какой-то особый подход к детям.
– Дети говорят, что я добрый (смеется). А если серьезно – каждый ребенок – личность, соответственно, к каждому у меня индивидуальный подход.
– Вы этому где-то специально учились?
– Занятия по психологии. Плюс, когда я был в Индии по программе обмена, то там познакомился с тренером из Дании. Если коротко: жил там полгода и, чтобы не потерять форму, ходил в бассейн. Я наблюдал за работой этого тренера и сразу заметил, что его методика отличается от нашей – на каждого воспитанника своя тетрадка, к каждому индивидуальный подход.
– В чем заключается ваш индивидуальный подход?
– Еще когда учился в институте, удивлялся, как с детьми можно заниматься по шаблону. Как можно воспитать двух-трех сильных спортсменов, а остальных держать в качестве массовки? Именно поэтому многие дети, прозанимавшись три-пять лет, бросают. Они понимают, что результатов нет, и тренер не заинтересован в том, чтобы они появились.
– Это действительно так. Многие дети и родители сталкиваются с этим.
– Для меня такой подход неприемлем. Если у ребенка что-то не получается, он что-то не понимает, то я уделяю ему отдельное внимание – объясняю, хвалю, мотивирую. Я в плавании почти 30 лет и точно знаю, что и в каком возрасте нужно детям. Более того, я вижу ребенка, как рентген. Например, я могу сразу сказать, будет ли толк от занятий. Если у него нет желания, то я могу хоть об стену «убиться», но ничего не получится. Если же у ребенка горят глаза – то это залог успеха. Далее все будет зависеть от него – если он активный, то процесс обучения пойдет быстрее; если спокойный – чуть медленнее. Но и тут важно придерживаться золотой середины, чтобы не наскучило, не перегорело. Бывает так, что спокойные дети добиваются больших результатов, нежели те, кто поначалу был на первых позициях.
__________
Читайте также:
Тренер по детскому плаванию Александр Соколенко: «Я вижу ребенка, как рентген»
«Не следовать за толпой, идти своей дорогой»: детский тренер – о жизненных ценностях, особом подходе к детям и успехе
Последние новости
Проблемы в Хакасии: Анализ ситуации
Обсуждение постоянных проблем региона и их последствий.
Набиуллина представила направления денежно-кредитной политики в Госдуме
Глава ЦБ озвучила основные проблемы и вызовы для экономики России.
Новые инициативы по улучшению экологической ситуации в городе
Власти города объявили о планах по сокращению выбросов и улучшению качества воздуха.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований