Школа и вуз: перспективы сотрудничества в новых жизненных реалиях
Воспитать в школьниках «ген исследователя» – задача, которую поставило время перед отечественным образованием.
Воспитать в школьниках «ген исследователя» – задача, которую поставило время перед отечественным образованием. Сегодня недостаточно владеть фундаментальными знаниями, необходимо генерировать свои идеи в научные проекты и воплощать их в жизнь. Планка поставлена высокая, но в Городском управлении образования Администрации г. Абакана уверены, что она преодолима. Хакасский госуниверситет им. Н.Ф. Катанова – именно та научная база, которая окажет поддержку в научном сопровождении профильного обучения в общеобразовательных учреждениях города. Санкт-Петербург – один из городов, где апробирован опыт работы вуза со школой. Это научно-методическое сопровождение детских исследований в разных областях.
В пятницу диалог на такую тему состоялся в кабинете ректора Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова Татьяны Красновой. Заместитель Главы города Абакана Татьяна Карташова и заместитель начальника Городского управления образования Администрации г. Абакана Галина Озерова вышли с предложением о сотрудничестве с вузом в части кураторства исследовательской деятельности обучающихся.
Три общеобразовательных учреждения Абакана получили современное оборудование для развития интеллектуального и научно-технического потенциала обучающихся как площадки регионального центра по работе с одарёнными детьми «Альтаир-Хакасия». Целевое назначение технического оснащения Лицея им. Н.Г. Булакина предусматривает углублённое изучение биологии и химии. Гимназия направит новые технические средства на проектную деятельность, а школа № 29 – на развитие IT-технологий.
Конечно, муниципальная система образования уже имеет наработанную базу научного сопровождения школьников. По словам Галины Озеровой, в Абакане сложилась многолетняя система проведения научно-практических конференций. Так, обучающиеся по программам основного общего образования в 5-7-х классах участвуют в конференциях «Юные исследователи Абакана», в конференции «Юность науки» – обучающиеся 7-11-х классов. Сегодня требования к научным работам школьников возросли: необходимо исследовательское сопровождение таких работ. Помочь в этом смогут преподаватели высшей школы, тем более что обучающиеся школ участвуют и в «Катановских чтениях», проводимых Хакасским госуниверситетом им. Н.Ф. Катанова в Дни науки.
Университет согласен оказать содействие в усилении научного направления общеобразовательным организациям, получившим техническую базу для организации исследовательской деятельности, – Лицею им. Н.Г. Булакина, Гимназии, школе № 29 уже с сентября будущего 2023-2024 учебного года.
Педагогическая специальность сегодня находится на пике востребованности, и этому вопросу также было уделено внимание. Как отметила Татьяна Карташова, помимо наставничества в науке есть намерение расширить профильное обучение в направлении «Педагогика». В 2022-2023 учебном году в Лицее им. Н.Г. Булакина в качестве профильного обучения организован первый в городе психолого-педагогический класс. Более 20 старшеклассников намерены в дальнейшем получить педагогическую специальность. С первого сентября нового 2023-2024 учебного года психолого-педагогические классы откроются в школах № 11 и № 29. Вопрос участия в сопровождении этого направления университетом будет проработан.
Ректор Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова Татьяна Краснова считает состоявшийся диалог полезным и своевременным:
– Действительно, в Год педагога и наставника особенно важно университету усилить работу по рассмотренным здесь вопросам, учитывать все новые запросы общества. Один из таких запросов – сделать экономику России самостоятельной, независимой от импорта. Поэтому уже в школе следует воспитывать обучающихся мыслящими исследователями, чтобы при поступлении в высшую школу эта научная активность не угасала. То есть воспитывать в ученике «ген исследователя», что очень важно для вуза, для дальнейшей профессиональной деятельности будущего специалиста.
Заместитель Главы города Абакана по социальным вопросам Татьяна Карташова дополнила мысль Татьяны Григорьевны следующим резюме:
– Назрел вопрос подготовки педагогических кадров для муниципальной системы образования Абакана, и в этой области мы сотрудничаем с Хакасским госуниверситетом имени Николая Фёдоровича Катанова. У нас есть психолого-педагогический класс в Лицее имени Николая Генриховича Булакина, и из этого класса никто не ушёл. Старшеклассникам интересно, им есть где себя проявить, работая на летних оздоровительных площадках. Они – помощники педагогов и советников по воспитанию в своём образовательном учреждении, и мы надеемся, что после вуза они вернутся сюда на работу. Поэтому этот опыт продолжается. Регион доверил городу Абакану несколько лабораторий Центра одарённых детей, передав их Гимназии, школе № 29 и Лицею, и мы обязаны помочь нашим детям стать настоящими исследователями, быть конкурентоспособными и показывать свои успехи на Всероссийской олимпиаде школьников.
В диалоге по вопросам научного сопровождения школьников и сотрудничества в подготовке педагогических кадров приняли участие проректор по науке и инновациям Андрей Попов, проректор по непрерывному образованию Марина Адамова, руководитель Управления информационной политики Владимир Шулекин.
Последние новости
Советы по профилактике гриппа и ОРВИ в холодное время года
Роспотребнадзор напоминает о важности соблюдения простых правил для защиты здоровья.
Опасность устойчивых бактерий: как неправильное использование антибиотиков угрожает здоровью
Проблема устойчивости к антибиотикам становится всё более актуальной в современном обществе.
Гуманитарная помощь для бойцов из Хакасии
Мэр Абакана и парламентарии доставили новую партию груза на фронт.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований