Уголовное дело в отношении экс-главы Хакасии Лебедя. За чей счет он ездил в США и Австралию?
2023 год для еженедельника «ШАНС» юбилейный. В середине марта изданию исполнилось 30 лет.
2023 год для еженедельника «ШАНС» юбилейный. В середине марта изданию исполнилось 30 лет. По этому поводу мы решили, что называется, «вспомнить все». Еженедельно будем представлять вашему вниманию статьи, которые наши журналисты писали в 90-х, «нулевых» и «десятых».
Сегодня – история Алексея Кириченко, опубликованная в № 881 (апрель 2008 года), об уголовном деле в отношении председателя Правительства Хакасии Алексея Лебедя, которое расследовалось около двух лет. Публикуем с сокращениями.
ПРЕДИСЛОВИЕ8 апреля 2008 года старшим следователем отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Красноярскому краю вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (от 24 июля 2006 года) в отношении председателя Правительства Хакасии Алексея Лебедя. Таким образом, уголовное преследование по подозрению в совершении преступления по статье «Злоупотребление служебными полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации» прекращено в связи «с отсутствием в его деяниях состава преступления».
ИГРЫ В ДЕМОКРАТИЮ И ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ(...) Под прокурорский молох республиканское Правительство попало после майской 2006 года сессии Верховного Совета. Когда депутаты отказались отправить в отставку своего сенатора Аркадия Саркисяна. Тогда их справедливое негодование по поводу того, что в федеральном центре за них уже решают даже то, кто будет региональным представителем в Совете Федерации, причем даже без объяснения причин, вылилось в демонстративный кукиш.
Впрочем, очень быстро фигуру из трех пальцев им пришлось сменить на жест одобрения, проголосовав за сенатора, который, собственно, к Хакасии никакого отношения и не имел (речь – об Евгение Серебренникове – генерал-полковнике внутренней службы, с 2002 года по 2006-й – заместителе Сергея Шойгу, тогда еще главы МЧС, – «ШАНС»). А если и бывал тут, то разве что в качестве туриста.
Зато господину Лебедю, который вопреки указаниям из центра не стал давить на депутатов, заявив, что у нас еще есть разделение властей и парламентарии вольны сами принимать решения, причем заявивший это в довольно грубой форме и не кому-нибудь, а руководителю президентской администрации господину Собянину, эта игра в демократию вылилась полным... уголовным делом.
Безусловно, сегодня никто не признает, что именно обида высокопоставленного чиновника послужила отправной точкой для последующих прокурорских и не только проверок в Хакасии. Как никто никогда не признается и в том, что именно депутатский демарш является первопричиной. Но косвенно это подтверждается заявлением самого господина Лебедя, которое он сделал каналу НТВ:
– У меня в ходе голосования этого злополучного, о котором говорит вся страна, произошел неприятный телефонный разговор, в котором я как должностное лицо проявил несдержанность и, можно сказать, грубость. Я приносил извинения, но, очевидно, их не захотели принять. Все происходящее, я думаю, является продолжением вот этого разговора.
Это было сказано 25 июля 2006 года.
Уголовное же дело Генпрокуратура возбудила 24 июля 2006 года. В вину Лебедю вменялось то, что, цитата из заявления Генпрокуратуры, « являясь высшим должностным лицом Республики Хакасия – председателем Правительства республики, дважды выезжал на отдых за границу за счет средств двух высших учебных заведений» (...).
СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ…На какие деньги и за чей счет ездил Лебедь с семьей в США и Австралию, прокуратура расследовала более 20 месяцев. Хотя однажды она этим уже занималась.
Дело это конца 90-х годов. И тогда по этому поводу действительно было много шума, который, в общем-то, ничем и закончился, так как по возвращении из командировок Лебедь возместил Хакасскому техническому институту все убытки, связанные с его поездкой. Согласно акту проверки финансово-хозяйственной деятельности ХТИ от 24 июня 1999 года, «всего внесено от Лебедя А. И. 134352 руб.».
И прокурорские работники прекрасно были об этом осведомлены. Они не могли не знать, так как в свое время против бывшего ректора ХТИ В. И. Максака было возбуждено уголовное дело, и он даже уже успел отсидеть свое.
Однако спустя семь лет (1999-2006) надзорное око, сделав круг в государевой глазнице, вновь вперилось в уже пожелтевшие от времени расходные ордера, почему-то совершенно не заметив при этом ордера «приходные».
Сегодня, имея на руках постановление о прекращении уголовного дела, мы можем чуть более подробно остановиться на деталях того дела, о котором очень много говорят, но, на самом деле, очень мало знают.
ИЗ ИСТОРИИ ВУЗОВИстория, которая потом вошла в уголовное дело, началась 10 февраля 1997 года, когда Алексей Лебедь не без посредничества тогдашнего ректора Хакасского государственного университета Валентина Кузьмина направил в адрес министра образования России письмо. В послании было предложение рассмотреть вопрос о передаче Хакасского технического института из Красноярского государственного технического университета в состав Хакасского государственного университета на правах структурного подразделения. Однако, прежде чем передача могла случиться, предварительно необходимо было согласовать вопрос на ученом совете каждого из вузов.
Но ученый совет – ученым советом, а на тот момент времени действовало Положение о ХТИ КГТУ, согласно которому Хакасский технический институт мог быть реорганизован и учредителем, которым как раз и являлось Правительство Хакасии. Таким образом, Алексей Лебедь, будучи председателем Правительства, как утверждает следствие, имел должностные полномочия на участие в решении вопроса реорганизации вуза.
Понятно, что ХГУ еще один институт в своем составе прибавил бы не только солидности, но и, учитывая, что образование у нас давно уже не столь бесплатно, как декларируется, скажем так, – денежного довольствия. Но непосредственно в ХТИ намерение Лебедя и Кузьмина вызвало только негативную реакцию. 3 марта 1997 года ученый совет выступил против такой реорганизации института. Рычаги давления на вуз нашлись довольно быстро. Их и искать-то не нужно было. Заставить членов ученого совета быть более сговорчивым мог отзыв лицензии на право ведения образовательной деятельности.
В декабре 1997 года аттестационной комиссией Государственной инспекции по аттестации учебных заведений РФ при Министерстве общего и профессионального образования России, в состав которой вошел министр образования Хакасии В. Баев, была проведена плановая аттестационная экспертиза деятельности ХТИ. Экспертиза, как сказано в документе, выявила отдельные недостатки, «не позволяющие дать положительную аттестацию образовательному учреждению». На их устранение институту дали две недели.
Но республиканский министр образования Баев и заместитель председателя Правительства Хакасии Боргоякова определили эти недостатки в деятельности ХТИ «как проблемы республиканского значения, требующие вмешательства органов исполнительной власти РХ и совместного с ХГУ решения». Это фактически сделало невозможным завершение аттестации ХТИ и вновь поставило вопрос его реорганизации.
Поняв, что тучи сгущаются, ректор ХТИ господин Максак не придумал ничего оригинальнее, нежели попытаться завязать деловые, переходящие в дружеские, отношения с председателем Правительства Хакасии. Что поделаешь, но близость к руководящей руке у нас по-прежнему кое-что да значит.
ОБМЕН ОПЫТОМ И ЛОЯЛЬНОСТЬЮ13 февраля 1998 года, цитата из следствия, «преследуя цель сохранения самостоятельного статуса возглавляемого им образовательного учреждения», ректор ХТИ В. Максак предложил Лебедю принять участие в зарубежной поездке в составе делегации ХТИ. Уголовное дело в отношении Лебедя На какие деньги и за чей счет ездил председатель Правительства Хакасии с семьей в США и Австралию? Алексей Лебедь предложение принял. И 17 февраля 1998 года проректор по внебюджетной деятельности ХТИ КГТУ Т. Максак (супруга В. Максака) по указанию ректора издала приказ № 8 «Об оплате из внебюджетных средств ХТИ регистрационного взноса в размере 1145 фунтов стерлингов (10340 рублей) за участие Лебедя А. И. в 25 Международном конгрессе по гуманитарным наукам и связям, проводимом в г. Нью-Орлеан (США)».
А 2 марта Алексей Лебедь, уже по инициативе ректора ХТИ КГТУ Максака, направляет письмо в адрес председателя аттестационной комиссии Государственной инспекции по аттестации учебных заведений РФ Крупновой с предложением завершить аттестационную экспертизу ХТИ КГТУ, как «получившего положительную оценку деятельности по результатам аттестации». И в марте же 1998 года аттестация ХТИ была признана состоявшейся. При этом в обосновании данного вывода было указано и упомянутое выше письмо Алексея Лебедя, как «содержащее положительную оценку деятельности ХТИ КГТУ со стороны председателя Правительства РХ».
По закону Лебедь, конечно, не имел должностных полномочий на руководство либо « иное участие в проведении аттестации», но его письмо в адрес председателя аттестационной комиссии следствие квалифицировало как использование не должностных полномочий, а служебного положения, «авторитета занимаемой им должности в достижении позитивных результатов государственной аттестационной экспертизы ХТИ КГТУ».
Далее события, по версии следствия, развивались следующим образом. Желая отблагодарить Лебедя за « авторитетное содействие в положительном завершении государственной аттестационной экспертизы» и заручиться его поддержкой в отстаивании интересов своего вуза в вопросе его возможной реорганизации, ректор ХТИ Максак за счет внебюджетных средств института оплатил председателю Правительства и членам его семьи зарубежные поездки.
С 20 августа по 12 сентября 1998 года Алексей Лебедь, находясь в очередном отпуске, посещает Нью-Орлеан (США), где участвует в работе 25 Международного конгресса по гуманитарным наукам и связям (...). Как выяснилось позже, поездка эта была оформлена подложным приказом проректора по внебюджетной деятельности ХТИ КГТУ Т. Максак от 18 августа 1998 года № 79в, как служебная командировка Лебедя А. И. от ХТИ КГТУ для участия в работе конгресса.
В следующий свой отпуск, который пришелся на февраль, председатель Правительства Хакасии совершил еще одно зарубежное турне. С 5 по 17 февраля 1999 года Алексей Лебедь вместе с женой и сыном по приглашению мэра города Золотой Берег посетил Австралию. И эта его поездка была оформлена подложным приказом ректора ХТИ КГТУ В. Максака от 20 января 1999 года № 5, как «служебная командировка Лебедя А. И. и Лебедь Е. В. от ХТИ КГТУ для обмена опытом».
Поездки незамеченными не остались. История умалчивает, с чьей именно подачи, но 26 марта 1999 года заместителем прокурора РХ было возбуждено уголовное дело по фактам незаконного использования должностными лицами ХТИ внебюджетных целевых средств института по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ. И хотя факт и размер расходования внебюджетных средств ХТИ на оплату зарубежных поездок председателя Правительства материалами этого уголовного дела документально подтвержден не был, 27 апреля 1999 года Алексей Лебедь внес в кассу института 134 тысячи 352 рубля в качестве возмещения расходов учебного заведения по оплате его зарубежных поездок и членов его семьи.
В 1999 году в ходе судебного рассмотрения гособвинитель отказался от поддержания обвинения в отношении супругов Максаков по двум фактам растраты внебюджетных средств ХТИ на оплату зарубежных поездок Лебедя за отсутствием доказательств в собранных материалах дела. И приговором Абаканского городского суда от 11 декабря 2003 года они были оправданы по обоим фактам растраты имущества ХТИ.
Однако в период доследственной проверки супруги Максаки подали в прокуратуру явки с повинной о том, что в 1998-1999 годах оплатили председателю Правительства РХ Алексею Лебедю зарубежные поездки за счет внебюджетных средств ХТИ на безвозмездной основе в качестве «средства взятки для достижения его покровительства в деятельности ХТИ КГТУ и во избежание реорганизации ХТИ КГТУ, ранее инициируемой ректором ХГУ Кузьминым В. И. при поддержке председателя Правительства РХ Лебедя А. И.».
Теперь следствие особо указывает, что существующие нормативные акты, регламентирующие процедуру реорганизации, аттестации вузов федерального подчинения «предусматривают наличие у главы исполнительной власти субъекта РФ должностных полномочий на согласование таковых процедур» , но в то же время отмечает «отсутствие у него каких-либо полномочий на участие в их аттестации».
Другими словами, если Лебедь мог еще каким-то образом участвовать в реорганизации ХТИ, то повлиять на результаты аттестации у него не было никаких полномочий. Если не принимать во внимание его высокий титул, на чем в дальнейшем и будет настаивать следствие.
У следствия просто не было других вариантов, чтобы уличить Лебедя. Так как в ходе расследования, кроме показаний самих Максаков, никаких других доказательств, объективно свидетельствующих о покровительстве Лебедя руководству ХТИ при проведении государственной аттестационной экспертизы и в препятствовании возможной реорганизации вуза, получено не было. Также следствие не смогло доказать, что председатель Правительства знал о настоящем источнике финансирования его поездок.
Допрошенный тогда в качестве свидетеля Алексей Лебедь признал, что «принял предложение о безвозмездных зарубежных поездках, как адресованное руководителю Республики Хакасия, и преследовал служебные интересы в зарубежных визитах на международные конгрессы, встречи, проводимые за счет принимающей стороны». Но как раз это и не укладывается в рамки федерального закона «Об основах государственной службы РФ» и аналогичного закона РХ, которые запрещают государственным служащим получать от физических и юридических лиц вознаграждения (услуги, оплату отдыха, транспортных расходов), связанные с исполнением должностных обязанностей.
Допрошенный в качестве подозреваемого уже по настоящему уголовному делу Алексей Лебедь заявил, что его показания в качестве свидетеля «изложены в протоколе ошибочно» и показал, что совершил вышеуказанные поездки в США в 1998 году и в Австралию в 1999 году «как частное лицо, по приглашению ректора ХТИ КГТУ Максака В. И., который сообщил об оплате данных поездок принимающей стороной, международным фондом».
И хотя после того, как Лебедь узнал, что, на самом деле, его поездки оплачены из средств ХТИ, и возместил расходы в полном объеме, следствие « склонно критически оценивать утверждение главы хакасского Правительства о безвозмездном приглашении его и членов его семьи в зарубежные поездки как частных лиц и незнании им об источнике их финансирования».
У следствия есть показания допрошенных в качестве свидетелей бывших министра образования РХ Баева и первого заместителя председателя Правительства РХ Боргояковой, которые подтверждают немотивированное и кардинальное изменение Алексеем Ивановичем своей позиции в вопросе реорганизации ХТИ в 1998-1999 годах.
Опять же, на руку следствию было и уже упомянутое письмо Лебедя в адрес председателя аттестационной комиссии. Оно, якобы, подтверждает «факт проявления им внимания к работе аттестационной комиссии». Однако допрошенные в качестве свидетелей лица, входившие в состав экспертной комиссии по аттестации ХТИ, и непосредственно ее председатель Крупнова заявили, что никакого влияния на них со стороны республиканских органов власти при проведении аттестации и подведении ее итогов не было. Письмо же Лебедя в адрес комиссии они тогда вообще не приняли во внимание. При этом акт проверки, назначенной в ходе следствия и проведенной управлением лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы России по надзору в сфере образования и науки подтвердил правильность и обоснованность выводов государственной аттестационной комиссии по результатам государственной аттестационной экспертизы ХТИ в 1997-1998 годах. Что само по себе исключает необходимость вмешательства Лебедя в работу аттестационной комиссии. Аттестацию институт прошел бы в любом случае.
«ДОБРОСОВЕСТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ»А теперь вывод, к которому пришло следствие. Позволим себе привести его практически дословно.
«.. .Собранными материалами дела не подтверждается факт получения председателем Правительства РХ Лебедем А. И. взяток в виде безвозмездного финансирования его зарубежных поездок (и членов его семьи) в 1998-1999 гг. за общее покровительство руководству ХТИ В ходе следствия установлен факт добросовестного заблуждения Лебедя А. И. в источнике финансирования его зарубежных поездок и отсутствие обусловленности данных поездок его покровительством руководству ХТИ, что исключает наличие связи между действиями Лебедя А. И. по принятию от руководства ХТИ предложений о его безвозмездном участии в зарубежных поездках с причинением материального ущерба ХТИ. Основания для возбуждения уголовного преследования в отношении председателя Правительства РХ Лебедя А. И. по признакам преступления, предусмотренного частью 3 ст. 290 УК РФ, отсутствуют, в связи с чем 8.04.2008 г. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 части первой ст. 24 УПК РФ. В связи с вышеизложенным, уголовное преследование Лебедя А. И. по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ, подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ – в связи с отсутствием в его деяниях состава преступления. Иных лиц, подозреваемых в совершении указанного преступления, не имеется, в связи с чем уголовное дело подлежит прекращению».
ВСЯК ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО!Как иногда любит говорить теперь уже бывший подозреваемый Алексей Лебедь, все в итоге закончилось пуком. Только вот запах неприятный все же остался. 20 месяцев в принципе занятые люди, профессионалы своего дела расследовали то, что давно уже было расследовано. На это уходили не только силы, средства, но и нервы, причем как у той, так и у другой стороны.
Видимо, у нас в стране уже настолько все хорошо с преступностью, коррупция же вообще побеждена, если то один следователь по особо важным делам, то другой могут заниматься, как говорили у нас раньше, переливанием из пустого в порожнее.
Впрочем, у всего это был некий высший смысл, который нам может показаться дебилизмом, однако на государственном уровне это давно уже норма жизни: всяк должен знать свое место!
Хакасии его показали. И не только всевозможными проверками и надуманными уголовными делами. Мелочная обида одного высокопоставленного чиновника лишила республику ее праздника – 300-летия вхождения в состав России. В том смысле, что федеральное финансирование, на которое рассчитывала республика, было фактически свернуто (...).
______________
Еще по теме:
Как 20 лет назад в Хакасии делили Саяно-Шушенскую ГЭС?
Как в 2003 году открывали Братский мост. Переправа, соединившая берега Хакасии и Красноярского края
История о том, как в "нулевых" в Хакасии со скандалами закрывали рынок
68 лет пролежал в земле «неизвестным»: жительница Хакасии вопреки всему дождалась отца с фронта.
Аномальный Абакан. Древние захоронения на территории города не столь безвредны. Они опасны!
Последние новости
Советы по профилактике гриппа и ОРВИ в холодное время года
Роспотребнадзор напоминает о важности соблюдения простых правил для защиты здоровья.
Опасность устойчивых бактерий: как неправильное использование антибиотиков угрожает здоровью
Проблема устойчивости к антибиотикам становится всё более актуальной в современном обществе.
Гуманитарная помощь для бойцов из Хакасии
Мэр Абакана и парламентарии доставили новую партию груза на фронт.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку