02.10.2019

Уроки от Марианны Пархоменко: от высшей математики до выбора профессии

В предстоящую субботу, 5 октября, отмечается Международный день учителя. В Абакане это профессиональный праздник для более чем 4,5 тысячи человек – столько педагогов сегодня трудится в муниципальной системе образования.

В предстоящую субботу, 5 октября, отмечается Международный день учителя. В Абакане это профессиональный праздник для более чем 4,5 тысячи человек – столько педагогов сегодня трудится в муниципальной системе образования. Безусловно, все они без исключения достойны теплых слов признания и благодарности. Ведь каждый из них, помимо собственно занятий по школьному предмету, вдохновил многих, помог поверить в свои силы и открыл для учеников «дорогу во взрослую жизнь».

Вот уже более двадцати лет таким мудрым наставником для учеников абаканского лицея является педагог-математик Марианна Альбертовна ПАРХОМЕНКО.

Когда школа и ученики – родная семья

Если представлять Марианну Альбертовну Пархоменко сухим официальным языком, то следует сказать, что она является почетным работником общего образования, лауреатом конкурса на присуждение премии Правительства РХ лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, что традиционно ученики Марианны Альбертовны показывают высокие результаты ЕГЭ по профильной математике и т. д.

А можно просто сказать, что Марианна Пархоменко – это учитель, который очень любит математику и всех своих учеников. Ведь без любви к своему делу не достичь всех тех результатов, о которых мы вкратце упомянули.

– Без любви к детям, какой бы ты ни был профессионал в своем предмете, в школе просто невозможно. Ученики становятся для педагога буквально второй семьей, порой мы уделяем им гораздо больше внимания, времени и душевных сил, нежели своим родным , – рассказывает Марианна Альбертовна.

Результат такого отношения к своему делу со стороны педагога – успехи учеников. Один из недавних примеров: в прошедшем учебном году ученик Марианны Пархоменко Виталий СПИРИН сдал ЕГЭ по математике профильного уровня на 96 баллов!

– Это просто высший пилотаж для такого сложного экзамена. 100 баллов по профильной математике – в целом по стране такой результат показывает очень маленький процент выпускников. В Абакане на 100 баллов несколько лет назад сдал экзамен выпускник гимназии, больше пока таких высоких результатов не было. Как педагог я просто счастлива, что у нас в Абакане растут такие таланты, как Виталий Спирин – сегодня он студент Новосибирского госуниверситета, получает техническую специальность, связанную с программированием. Чтобы достичь таких результатов, необходимо иметь определенный склад ума, однако главное – желание учиться, постоянно заниматься дополнительно, сверх программы. В случае с Виталием нужно сказать большое спасибо его маме за то, что она в раннем детстве привила ребенку любознательность, мотивировала его на достижение высоких результатов , – отмечает педагог.

Впрочем, практически все ученики Марианны Альбертовны могут сказать и говорят педагогу искренние слова благодарности: за хорошие знания, за то, что своевременно подсказала, в каком направлении расти и развиваться дальше. Сегодня ее бывшие ученики – специалисты с дипломами не только ведущих сибирских вузов, но и престижных московских. Среди них есть инженеры, специалисты в области информационной безопасности, архитекторы, сотрудники энергетических компаний и т. д. Причем большая часть из них учились в вузах на бюджетных местах. Полученные в школе знания позволили им успешно поступить в выбранный вуз и так же успешно справляться с учебной программой.

Возможно, скептики скажут, что сегодня высокие результаты выпускников на ЕГЭ – заслуга репетиторов, зачастую из числа преподавателей вузов. Так что на высокие баллы могут рассчитывать лишь те ребята, чьи родители могут себе позволить оплатить дополнительные занятия.

– Я абсолютно уверенно говорю: сдать ЕГЭ по высшей математике ребенок может без репетиторов, главное условие – он должен систематически много работать, как со мной на уроках, кружках, факультативах (все они – совершенно бесплатны), так и самостоятельно, дома, выполнять все мои домашние задания. Однако родители просто не всегда верят в своего ребенка и подстраховываются, обращаясь к репетиторам. Так что репетиторы – проблема исключительно родителей. За годы работы в школе у меня было много учеников из семей, не имеющих финансовой возможности обращаться за услугами репетиторов. Если ученик ответственно подходил к делу подготовки к ЕГЭ, он успешно сдавал экзамен и поступал в выбранный вуз. Многие из таких ребят при встрече до сих пор говорят мне слова искренней благодарности – не это ли высшая награда для учителя? Понимать, что ты помог человеку в осуществлении его мечты , – делится воспоминаниями педагог.

Математика, тем более высшая, как, наверное, согласятся все школьники (и сегодняшние, и давно уже бывшие) – довольно сложный предмет. Наверняка многие «гуманитарии», не планирующие поступать в технические вузы, задавались вопросом, зачем им в школе сдавать такой сложный экзамен?

– Математика – предмет, который позволяет работать над мыслительной деятельностью человека, позволяет выстраивать логические цепочки, обосновывать каждый свой шаг – все это нам необходимо и в повседневной жизни. Кроме того, высшая математика (хотя бы на уровне зачета) изучается во всех вузах, даже на сугубо гуманитарных специальностях. И если мои ученики без проблем сдают экзамен в вузе, я могу считать себя нужным человеком – я смогла дать знания, пригодившиеся детям в жизни , – рассуждает Марианна Альбертовна.

О профессиональном пути

Преподаватель математики, сама будучи школьницей, мечтала об инженерной специальности. Математика в школе девушке давалась легко – по словам моей собеседницы, на уроках алгебры и геометрии она всегда себя чувствовала свободно и комфортно, любила решать сложные задачи.

Что интересно, в 10-м классе учителем математики в классе Марианны стала Лидия Андреевна Петрук (впоследствии – директор лицея). По результатам олимпиад моя собеседница без экзаменов могла рассчитывать на зачисление в томский вуз на выбранную инженерную специальность, однако родители побоялись отпустить дочь одну далеко от дома. Так Марианна Альбертовна закончила физико-математический факультет Абаканского пединститута. По окончании вуза довольно долго по специальности молодой специалист не работала, так как ушла в декретный отпуск.

– Мои родители меня воспитывали так: никогда никого нельзя подводить. Поэтому я не решалась выйти на работу в школу с маленьким ребенком, все боялась, что неизбежные частные больничные негативно скажутся на учебном процессе. В итоге выйти на работу учителем математики я смогла лишь после второго декретного отпуска – в школу, где директором была моя учительница по математике Лидия Андреевна Петрук. Вот уже много лет лицей (раньше просто школа № 14) является для меня вторым домом. Было время, когда я уходила на административную работу, была директором школы № 10. Однако преподавание, работа с детьми оказались для меня гораздо ближе, нежели административная работа. Несмотря на то, что математику я преподаю уже более 20 лет, мой предмет мне по-прежнему безумно интересен. Меняются требования, меняются подходы в преподавании, и нам, педагогам, нужно идти в ногу со временем, постоянно развиваться, за что я и люблю свою работу , – рассказывает о своем профессиональном пути почетный работник общего образования.

Несмотря на большой педагогический опыт, Марианна Пархоменко не только учит детей, но и постоянно учится сама. Так, недавно педагог из Абакана прошла весьма серьезный конкурсный отбор и была приглашена на обучение в Сочи в знаменитый центр по работе с одаренными детьми «Сириус». Учеба у ведущих специалистов страны, по ее словам, послужила большим стимулом к дальнейшему профессиональному развитию.

Залог успеха – в труде

Современная система школьного образования вызывает немало споров: кто-то говорит о чрезмерной загруженности детей, кто-то – наоборот, что с детей требуют совсем не так, «как раньше», что задания слишком упрощаются, особенно это касается точных наук.

– И раньше были и сложные задания, и простые. Я много лет работаю в школе, и не могу сказать, что раньше дети были умнее и лучше понимали высшую математику. Просто во все времена будут ребята с математическим складом ума и те, кому математика дается с трудом, зато они успешны в других областях , – отвечает на мой вопрос педагог.

По мнению учителя с многолетним стажем, мамы, успешно вырастившей и «поставившей на ноги» двух замечательных сыновей, и любящей бабушки 3-летнего внука, в ребенке можно развить любые способности. Родители, по словам моей собеседницы, должны еще на ранних этапах развития ребенка определить его сильные стороны, его интересы и помочь ему развиться в данном направлении.

– Такие успешные ученики, как мой Виталий Спирин, вырастают в том случае, если родители «вкладываются» в своего ребенка – уделяют достаточно внимания развитию сильных сторон, приучают его к дисциплине. Я вижу по своим ученикам, что, как правило, успехов в учебе достигают те из них, кому родители с начальной школы привили умение четко выстраивать режим работы. Также необходимо где-то вовремя предложить нужную книгу, записать в секцию, смотивировать на дополнительные занятия. В свое время я так занималась со своими сыновьями, сейчас стараюсь помогать с внуком , – делится секретом успешного воспитания детей мама и бабушка.

Сегодня Мариана Альбертовна может назвать себя счастливым человеком: она занята любимым делом, у нее есть надежный тыл и опора – супруг, дети определились в жизни. Среди увлечений моей собеседницы, помимо, конечно же, математики, садоводство и автопутешествия по стране – с супругом на своем авто они доезжали до Байкала на востоке страны, до Керчи, Белоруссии и Санкт-Петербурга – в западном направлении.

Секрет счастливой жизни, по словам моей собеседницы, прост: нужно просто любить свое дело, принимать и любить людей такими, какие они есть – будь то близкие и друзья, либо же ученики в школе.

Ольга КАРАЧАКОВА

Кристина SMM

Последние новости

СТЭМИ представил проекты по популяризации здорового образа жизни

Фото: СТЭМИ Студенты Саянского техникума СТЭМИ продемонстрировали свои знания и творческий подход,

С историей музейного дела познакомились учащиеся 4 класса СОШ № 1, посетив музейный урок "Музеев чарующий мир".

«Никогда не сдавайтесь, несмотря на трудности!»

Фото:vk.com/vel186 "Дорогие выпускники! Вот и настал этот долгожданный день — день вашего последнего звонка.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *