Уроки СВО: Российской армии срочно необходимы десятки тысяч командиров, которых неоткуда взять

Фото: Александр Река/ТАСС За кулисами спецоперации просто удручающие вещи происходят с комплектованием наших войск В день инаугурации  Владимира Путина  на новый президентский срок глава нашего государства встретился

Фото: Александр Река/ТАСС За кулисами спецоперации просто удручающие вещи происходят с комплектованием наших войск

В  день инаугурации  Владимира Путина   на  новый президентский срок глава нашего государства встретился с  рядом командиров частей и  соединений, участвующих в  СВО. Был среди них и  генерал-майор  Олег Власов,  возглавляющий Севастопольскую 810-ю отдельную гвардейскую ордена  Жукова  бригаду морской пехоты Черноморского флота. Которая прямо сейчас, не  выходя из  боев на  участках сразу трех российских группировок, разворачивается в  отдельную дивизию морпехов.

Вероятно, генерал неприятно удивил Верховного главнокомандующего рассказом о  том, как именно это происходит.

По  словам Власова, на  день начала спецоперации общая численность 810-й отдельной бригады составляла лишь 2441 человек. Сегодня, в  результате самых энергичных организационно-штатных мероприятий, черноморских «черных беретов» стало почти в  пять раз больше  — уже 11365 матросов, старшин и  офицеров. Добавилось в  бригаде и  19 новых частей и  подразделений.

В  принципе  — и  так полноценная дивизия. Но  мешает одно очень существенное обстоятельство: штаб и  управление бригады Генштабом  ВС РФ  на  сегодня почему-то оставлены в  прежней численности.

Но  ведь одно дело организовывать боевые действия, учебу, тыловое, материально- техническое, медицинское и  прочие виды снабжения сравнительно малочисленной бригады. И  совсем иное  — дивизии. Да  еще и  под огнем противника. Для этого требуется и  соответствующее замыслу кратное увеличение численности офицерского состава. Поэтому генерал-майор Власов и  решился попросить Путина вмешаться и  решить этот острейший вопрос.

Но  почему так происходит? Обычно всегда развертывание нового крупного соединения начинается как раз с  создания для него полноценного штаба и  управления. Которые и  должны потом принимать дополнительный личный состав и  вооружать его. Формировать все, что положено по  новому штатному расписанию. Организовывать быт и  боевую учебу. Да  и  много чего еще.

Так почему в  Севастополе телегу поставили впереди лошади? Подозреваю, что ответ прост: в  наших Вооруженных силах сейчас повсюду критическим образом не  хватает опытных и  знающих командиров.

Мы  же  помним, что прямо сейчас на  основе бывшего Западного военного округа продолжается воссоздание куда более мощных Московского и  Ленинградского военных округов. До  конца нынешнего года в  них планируется сформировать две дополнительные общевойсковые армии и  новых 30 соединений. В  том числе  — 14 дивизий и  16 бригад.

Для всего этого воинства требуется просто уйма офицеров. А  где понабраться в  таком количестве? Просто негде. Что, собственно, и  иллюстрирует, скорее всего, этот процесс на  примере 810-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты, с  которой мы  и  начали этот разговор.

Любому понятно, что для преодоления этих кадровых трудностей хотя  бы в  обозримой перспективе придется срочно разворачивать новые военные училища и  академии. Легкомысленно и  даже преступно порушенные нами в  прежние десятилетия.

И  вот тут-то, как может показаться, первой весенней ласточкой промелькнула, вроде  бы, ободряющая  новость   из  Ульяновска. В  этом городе, как утверждают, скоро откроется новое высшее военное авиационное училище летчиков.

Всего второе в  нашей стране после единственного пока оставшегося «в  живых» в  результате наших бесконечных военных «реформ» прежних лет Краснодарского высшего военного авиационного ордена Дружбы народов училища летчиков имени Героя Советского Союза  Серова  (КВВАУЛ).

Правда, вопреки элементарной логике, эту давно ожидаемую в  армии информацию почему-то озвучил не  Генштаб  ВС РФ. И  не  наше Министерство обороны. А  ульяновский губернатор  Алексей Русских   на  отчетном совещании Законодательного собрания региона.

По  словам Русских, новая «альма-матер» военных пилотов вскоре станет выпускать летчиков Военно-транспортной авиации (ВТА). При этом создавать училище в  Ульяновске собираются не  сказать, чтобы совсем уж  на  пустом месте. Речь идет о  передислокации в  этот город из  Саратовской области того, что осталось от  некогда прославленного Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Главного маршала авиации  Новикова   (Балашовского ВВАУЛ). А  осталось, если честно, очень мало чего.

Многие десятилетия уникальное военно-учебное заведение в  Балашове было единственным в  стране, готовившим пилотов сначала для советской, а  потом и  российской ВТА. Среди его выпускников более 130 Героев Советского Союза и  восемь Героев Российской Федерации. Трое впоследствии стали летчиками-космонавтами.

Но  в  2002 году училище было зачем-то лишено административной и  учебной самостоятельности. И  реорганизовано в  Балашовский учебный авиационный центр (785-й УАЦ)  — 4-й авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института. Того самого, которое теперь снова называется КВВАУЛ.

Только  ли по  этой причине или по  каким-то еще, но  бывшее Балашовское ВВАУЛ после реорганизации на  глазах стало приходить в  полнейшее запустение. Сегодня многие его здания, некоторые из  которых построены еще в  1930 году, очень подошли  бы для места съемок какого-нибудь очередного фильма-катастрофы. Выбитые стекла, окна забиты листами фанеры. Облупившаяся краска на  стенах и  гнилые крыши. Огромные рытвины в  асфальте на  центральном плацу.

—  Курсанты занимаются в  обветшавших корпусах с  устаревшим оборудованием, площадей не  хватает, есть дефицит кадров. Мечтают о  переезде,  — так даже слишком деликатно, на  мой взгляд, описал сложившуюся в  Балашове ситуацию сенатор  Сергей Рябухин, представитель от  Законодательного собрания Ульяновской области в  Совете Федерации.

Так что переезд нынешнего 4-го факультета КВВАУЛ в  Ульяновск не  только Русских и  Рябухину, но  и  многим в  Министерстве обороны  РФ действительно кажется, видимо, разумным выходом.

Глава региона доложил Законодательному собранию, что по  договоренности с  военными новое высшее военное авиационное училище скоро будет развернуто в  старинных помещениях в  самом центре Ульяновска. В  которых разумному, доброму, вечному прежде тоже учили на  протяжении почти 150 лет.

Но  легко сказать: перевести соответствующий факультет КВВАУЛ из  Краснодара и  Балашова в  Ульяновск… Каким образом это осуществить на  практике?

Прежде всего, отметим, что очень понятно, почему руководством оборонного ведомства для нового училища был выбран именно Ульяновск.

Первое: здесь, на  заводе «Авиастар», налажен более или менее ритмичный выпуск тех самых военно-транспортных «грузовиков» типа Ил-76МД-90А, на  которых и  предстоит, очевидно, летать будущим курсантам новообразованного училища. Так что на  некоторые практические занятия им  можно будет ездить даже общественным транспортом.

Второе: буквально под боком в  этом  же городе Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации  Бугаева. С  хорошо оборудованным аэродромом в  окрестной Баратаевке. С  опытными преподавательскими кадрами. С  которыми в  институте с  давней историей, скорее всего, особых проблем нет. Выходит, есть надежда хотя  бы часть из  них переманить в  возникающее фактически на  голом месте высшее военное училище летчиков.

Однако главная беда, полагаю, в  том, что в  полной мере Министерству обороны таким образом проблему закрыть все равно не  удастся. Поскольку будущее училище все  же именно военное. А  значит  — на  целый ряд его кафедр понадобятся не  просто готовые преподаватели с  опытом работы в  гражданской авиации. Пусть даже и  с  учеными степенями. А  преподаватели в  погонах.

Иначе кто  же станет вдалбливать в  курсантские головы вопросы боевого применения, десантирования парашютным и  посадочными способами, радиоэлектронной борьбы, тактики ВТА и  прочее? Взаимодействия с  наземными службами, истребительной и  прочей авиацией, наконец? Выходит, для курсантских рот в  немалом количестве понадобится и  командный состав.

Словом, для полноценного перевода факультета военно-транспортной авиации КВВАУЛ из  Балашова в  Ульяновск не  обойтись без переезда туда  же очень и  очень многих офицерских семей. Наверняка в  большинстве с  собственными квартирами в  Саратовской области. А  может  — и  в  Краснодаре. Которые (квартиры) не  очень-то хочется бросать и  переезжать на  пустое место с  неопределенными пока перспективами на  обретение другой собственной крыши над головой.

Какими сложностями это грозит? Это хорошо видно на  примере передислокации к  1  сентября 2012 года всемирно известной Военно-воздушной инженерной академии имени профессора  Жуковского   (ВВИА) из  Москвы в  Воронеж. О  том, с  каким шумом и  грохотом, с  какими невосполнимыми потерями это происходило, в  свое время мне рассказывали бывший председатель диссертационного совета академии  Иван Найденов   и  в  ту пору ученый секретарь ученого совета академии  Борис Фомкин.

По  их  информации, за  десятилетия работы в  столице в  академии было создано 30 научных школ мирового уровня. По  состоянию на  28  ноября 2012 года в  научных подразделениях академии работало 670 человек (320  — офицеров, 350  — гражданский персонал), включая 75 докторов и  130 кандидатов наук, выполнявших НИРы и  подготовку научных кадров.

О  том, как, ломая через колено, этих заслуженных людей склоняли к  переезду из  столицы в  Воронеж, мои собеседники рассказывали с  нескрываемой болью: «Отдельного рассказа заслуживает история того, как наши сотрудники уезжали в  Воронеж. В  академию прибыл полковник  Акентьев  из  Департамента военного образования Минобороны, собрал весь профессорско-преподавательский состав  — более 400 человек. И  сказал: «Товарищи, в  силу таких-то и  таких-то причин происходит перебазирование академии в  Воронеж. Тех, кто согласен продолжить работу там, прошу остаться в  аудитории  — мы  продолжим разговор. Остальные могут быть свободны».

Из  зала вышли практически все. Осталось только два адъюнкта. Тогда Акентьев стал вызывать конкретных людей и  говорить: «Все равно здесь ничего не  будет. В  Воронеже вы  защитите диссертации и  продолжите службу. В  противном случае ничего не  получите и  будете уволены в  запас без жилья».

В  дальнейшем тогдашний главком ВВС на  встрече с  руководителями кафедр сделал «накачку»: «Да  я  вас отправлю служить на  подводную лодку! Вы  никуда не  денетесь, переедите в  Воронеж. Или уволю в  запас без квартир».

Вот таким способом в  Минобороны наскребли для Воронежа всего 29 человек из  400. Большинство  — либо адъюнкты, либо те, кому осталось дослужить один-два года.

Каков оказался итог всего этого безобразия? Поскольку 1  сентября 2012 года было приказано провести в  Воронеже первые лекции со  слушателями, а  ничего не  готово, тема стартового занятия с  будущими командирами была посвящена тому… как рыть окопы в  песчаной и  глинистой местности.

И  эту откровенную «лабуду» всего 12 лет назад слушал будущий высший командный состав наших ВВС! В  том числе и  плоды тех «лекций» российские военные летчики сегодня в  рамках СВО пожинают в  небе Украины.

Но  в  какой степени нечто подобное в  связи с  созданием в  ближайшей перспективе нового летного военного училища в  Ульяновске может повториться и  в  Краснодаре, и  Балашове? Наверняка людские страдания там будут не  столь масштабными, как в  Москве. Все  же там речь шла об  одной из  крупнейших в  мире, известнейшей и  уникальной в  научном смысле Военно-Воздушной академии. Но  страдания в  Краснодаре и  в  Балашове тоже будут  — не  извольте сомневаться.

И  в  заключение: и я, и  почти все мои коллеги по  военно-комментаторскому ремеслу тысячу раз писали, что прямо сейчас мы  только начинаем пожинать плоды того, что прежнее руководство Минобороны в  сфере военного образования натворило в  прежние годы. Не  только крайне самоуверенный и  на  редкость бестолковый, как теперь выясняется, «эффективный менеджер»  Анатолий Сердюков . При котором всего в  Вооруженных силах  РФ было закрыто более 70 военных учебных заведений.

Каков на  сегодня промежуточный итог не  только в  военной авиации и  морской пехоте? Если честно  — крайне унылый.

Скажем, уже после начала нашей спецоперации тогда командир чеченского спецназа «Ахмат», а  ныне  — начальник Главного военно-политического управления  МО РФ  генерал-майор  Апти Алаудинов   в  эфире одного из  федеральных телеканалов обращал внимание на  необходимость срочного восстановления стройной во  времена СССР системы артиллерийских училищ. Поскольку, с  его слов, теперь на  российско-украинский фронт лейтенанты-артиллеристы попадают «совсем не  обученными».

А  где у  нас сегодня учат на  офицера-артиллериста? Единственно  — в  Санкт-петербургской Михайловской военной артиллерийской академии. А  между тем, в  СССР по  состоянию на  1991 год насчитывалось шесть высших командных артиллерийских училищ. Три из  них на  Украине  — Одесское, Сумское, Хмельницкое. Остальные в  Ленинграде, Коломне и  Тбилиси.

Как теперь восстановить хотя  бы часть этого военно-образовательного капитала? Судя по  всему, никто и  не  знает.

svpressa.ru

Последние новости

Проблемы в Хакасии: Анализ ситуации

Обсуждение постоянных проблем региона и их последствий.

Набиуллина представила направления денежно-кредитной политики в Госдуме

Глава ЦБ озвучила основные проблемы и вызовы для экономики России.

Новые инициативы по улучшению экологической ситуации в городе

Власти города объявили о планах по сокращению выбросов и улучшению качества воздуха.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Санкт-Петербурге, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *