Староверы и последователи Виссариона бьют тревогу: на их земли хотят зайти золотодобытчики

Автор Ирина Ничкова На юге Красноярского края и в Хакасии осталось не так много мест, куда не дошла цивилизация.

Автор Ирина Ничкова На юге Красноярского края и в Хакасии осталось не так много мест, куда не дошла цивилизация. Одним из таких диких уголков является село Таяты (название происходит от глагола «затаиться») в Каратузском районе. Деревушку среди тайги старообрядцы основали в конце XIX века. Сейчас, когда до села есть неплохая гравийная дорога, сложно представить, чего стоило людям, бежавшим от репрессий, добраться по непролазной тайге до берега свирепого Казыра. Чуть больше 20 лет на территории населенного пункта, спрятанного в вековой тайге, соседствуют потомки старообрядцев и последователи Виссариона. Всего чуть больше 700 человек. Но несколько недель назад спокойная, размеренная жизнь экопоселения была нарушена сообщением, что рядом планируют в промышленных масштабах добывать золото. Дикое место

Таяты – место уникальное. Едва заезжаешь в село, становится понятно, почему именно это место для жизни выбрали староверы-раскольники из Удмуртии и Поморья. Представьте: чистые улицы, красивые резные домики, а вокруг – горы и бескрайняя тайга. Со всех точек села видна и легендарная гора Синюха. Оказалось, что она реально синяя и за нее действительно «цепляются» облака, окутывая макушку пушистым одеялом. Когда-то у ее подножия, в нескольких километрах от села, стоял женский старообрядческий монастырь – Бурундатский скит, где от Красной Армии в 20-х годах скрывались жены белогвардейцев. Это о нем Алексей Черкасов написал в своем романе «Хмель». Последняя отшельница оставила скит в 80-х годах. Говорят, кроме осыпавшихся погребов, от него ничего не осталось.

Перед командировкой нам рассказывали какие-то невероятные истории о том, что местные жители – народ своенравный и не со всеми идет на контакт. В действительности наоборот – к кому бы мы ни обратились, никто не отказывал в разговоре, более того – без лишних раздумий приглашали в дом, где норовили чем-нибудь угостить.

А вот места там действительно дикие, и истории про то, что по улицам ходят медведи – вовсе не выдуманные страшилки для приезжих. Пожалуй, у каждого жителя (в том числе и у детей) есть своя история о встрече с косолапым.

Абонент  недоступен

Сотовая связь перестает ловить в 20 км от Таят. Впрочем, люди приспособились: одни установили усилители сигнала, другие пользуются домашними стационарными аппаратами. Но есть и те, у кого нет ни того, ни другого.

– Что ж вы нас не предупредили, что приедете, мы бы подготовились, – приличия ради сетовали ремесленники.

– Да как вас предупредить? У вас же связи нет.

– Обычно все в сельсовет звонят, оттуда нам уже сообщают, – объясняли они.

К слову об интернете – здесь с ним просто огромнейшие проблемы. Местные жители, которые зарабатывают продажей изготовленных своими руками вещей, не могут полноценно вести свой бизнес без доступа в сеть. Выход нашли – спутниковые тарелки. Однако это «удовольствие» не из дешевых – только за установку пришлось отдать порядка четырех с половиной тысяч. Недавно подняли тариф, и теперь за пять гигабайт люди платят полторы тысячи рублей в месяц.

– Плохой, конечно, интернет, но хоть что-то, – объясняют жители.

Впрочем, и с отправкой продукции заказчикам есть проблема – в селе нет почтового отделения. Приходится ехать в райцентр – Каратузское (автобус ходит три раза в неделю) – а это больше 60 км в одну сторону.

Особенная вода

Сельсовет в Таятах располагается в обычной избе с синими резными ставнями. С крыльца попадаешь в сени, следом что-то вроде комнаты ожидания. Тут же в углу стоит свежевыбеленная печь, умывальник. Налево – комната, где за компьютерами работают сотрудницы, далее – кабинет местного главы.

– Федора Поликарповича нет, он в отпуске, – оторвав на секунду взгляд от монитора, проговорила одна из женщин.

Выслушав нас, другая сотрудница пригласила в кабинет, обставленный более, чем скромно: стул, стол со стопками документов, часть «стенки» из 90-х. За стеклянной дверцей стоят портреты совсем молодого Владимира Путина и местного главы района Константина Тюнина.

Мария Басаргина – заместитель главы и коренная местная жительница, представительница старообрядцев.

– Да, действительно, около месяца назад мы узнали, что к нам на территорию хотят зайти золотоискатели, – подтвердила она. – Весь поселок взбудоражен, сейчас пишем письма во все инстанции, собираем подписи. Нельзя этого допустить.

– Чего вы опасаетесь?

– Экологической катастрофы. В таком случае нам всем придется уехать, чего нам совсем не хочется.

Населенный пункт, как мы уже упоминали, стоит вдоль Казыра, кроме него здесь есть речка Таятка. В это сложно поверить, но местные жители воду для питья и приготовления пищи берут именно из нее, поэтому встретить людей с коромыслом, а также с большими бутылками в руках – дело обычное. У многих есть скважины, но то, что бежит из них, говорят, пить совершенно невозможно.

Золотая жила

Все местные жители, с которыми нам удалось поговорить, всерьез обеспокоены судьбой Таят. Как признаются сельчане, о планах золотодобытчиков узнали совершенно случайно.

– Один товарищ, который сюда собирается переехать, занимается выращиванием семян по уникальной биотехнологии. Для этого им нужна была наиболее чистая местность, Бурундат оказался самым подходящим. Он пошел в администрацию заявиться, чтобы взять в аренду участок, на что ему сказали, что с радостью бы, но пока нет кадастровой стоимости. Нам показалось это странным. У нас интернет плохой, поэтому мы попросили проверить жителя Каратуза. Тогда-то и выяснилось, что на эту территорию взята лицензия на изыскание золота. Когда стали проверять, оказалось, что это Бурундат и покосы. У них все законно. Поликарпович (глава сельсовета – «Шанс») сколько раз говорил людям, чтобы оформляли покосы. Но платить копейки никто не хотел. Испокон веков косили траву и никогда бы не подумали, что может такое случиться. Все понимают, что это первый шаг, и дальше они придут с подготовленными документами для того, чтобы вывести эти участки из сельхозпользования под геологоразведку. Я сам вырос на золотых рудниках и знаю, что любой ручей, на котором стоят золотодобытчики, по сути, будет погублен без восстановления, – рассказал председатель районной общественной палаты, житель Таят Владимир Янковский.

По правде сказать, после слов Владимира Михайловича у нас случилось дежа вю. Единственная разница – в Хакасии земли из сельхозоборота выводят угольщики, а тут – золотодобытчики.

– Если их не остановить, они речку загадят, поэтому мы и «рвем» на себе волосы. Вода в речке действительно чистейшая, вкусная. Таятка бежит из ручья. Несколько лет назад одна женщина (в селе она уже не живет) сдавала ее образцы на экспертизу. Так вот, где-то вода была с серебром, где-то – с золотом, – рассказали в одном из магазинов, где представлены преимущественно правильные продукты (алкоголя, сигарет и мясных изделий в нем нет).

Оказывается, некоторые жители воду из Таятки отправляют в Москву детям.

«Наложат лапу»

Единственный, у кого земля оформлена в районе Бурундата, – Алексей Спринчан. Алексей – последователь Виссариона. Он известен в Красноярском крае и за его пределами прежде всего как производитель экологически чистой продукции из таежных растений (кедровое масло, кедровые и пихтовые бальзамы, эфирные масла и пр.).

– Если они «наложат лапу», то у нас, как в других деревнях, вся земля будет в драгах (приспособления для золотодобычи), – уверен он.

По его словам, выше по течению реки Таятка деревень нет, только ключи и родники, именно поэтому вода чистейшая.

– Как-то делали структурированный анализ, думали, дополнительно очищать или обогащать воду, но нам сказали, что она идеальная по минералам. Это живая вода, – объяснил он.

Дойдут до губернатора

Глава села Федор Иванов хоть и в отпуске, но все равно работает, ведь сельские проблемы ждать не могут. Он признается: о том, что в их затаенной деревеньке есть золотая жила – даже не подозревал, а о планах золотодобывающей компании – тем более.

– Я ничего не знал. Ко мне пришли ребята, которые случайно узнали, я сначала не поверил. Могу сказать, что земля у них («золотодобытчиков» – «Шанс») в аренде не находится. В понедельник, 26 сентября, мы провели встречу с кандидатом в депутаты законодательного собрания Красноярского края Евгением Дроздовым. Он обещал, что в среду по нашему вопросу дойдет до губернатора, в четверг я ему позвоню, и он мне сообщит результаты... Если они зайдут, для нас это будет катастрофа, – рассказал Федор Поликарпович по телефону.

Какие объемы золота в районе Бурундата – неизвестно, открытых данных нам найти не удалось. Но старейший житель села, старовер Федот Санников, который в юные годы какое-то время жил в скиту у монахинь, в 2014 году в интервью путешественнику Андрею Полякову рассказывал следующее:

– Что нас, староверов,  сюда в старину заманило?  Золото! У нас тут богатства  много нашли. Вон в той горе – железная руда, но к ней не подступались еще. И я находил тут тоже кое-что. Приезжала экспедиция, они все тут расколупывали. А то, как будто нефть вытекает откуда-то. Вторая экспедиция приезжала – камни они разбивали, лупа у них большая, мне тоже давали в нее смотреть. Раскололи один камень, а внутри – червяк. Как он мог туда попасть? Образцы в Ленинград посылали.

Однако подтвердить или опровергнуть эти данные уже невозможно, поскольку Федот Акимович скончался в феврале этого года на 96-м году жизни.

Жители Таят признаются: отстаивать свои земли будут до последнего. В селе уже прошло собрание, по итогам которого составили обращение, и под ним подписался каждый. Кроме этого, сельчане обратились к главе района с просьбой отозвать лицензию у золотодобывающей компании. В противном случае экологической катастрофы избежать не получится, считают сельчане. При таком раскладе пострадают не только жители Таят, но и тысячи людей, живущих у рек Казыр, Амыл, Туба и Енисей.

Сказано!

Константин Тюнин, глава Каратузского района, по телефону:

– Скажу сразу: мы с жителями Таят в одной лодке. Многое, что сегодня пишут в интернете, не совсем так. Но опасения есть. В 2018 году в администрацию обращалась компания «Енисейзолото» для того, чтобы мы выделили земельный участок для геологоразведки. Поскольку участок не был сформирован (мы его не могли выделить законодательно), мы отказали им. Через кадастрового инженера этот участок они сформировали и обратились повторно. Оснований для отказа у нас не было, участок они взяли. Но это земли сельхозназначения. Геологоразведкой они там заниматься не могут.

Потом жители Таят нашли в интернете информацию о том, что компания «Аурумгео»* якобы собирается это делать. Но к нам в администрацию «Аурумгео» не обращалась. Чтобы начать геологоразведку, они сейчас занимаются переводом земли из сельхозназначения в производственную. Это не в наших полномочиях. Потом они должны прийти за согласованием, поскольку это происходит с согласования органов местного самоуправления. Мы им откажем. Как дальше будут развиваться события – неизвестно. Повторюсь, к нам пока еще никто не обращался. Но, когда обратятся, отказ будет. Мы с жителями Таят встретились, переговорили. Я дал им совет, чтобы они собрали подписи. Сейчас мы добиваемся, чтобы у «Аурумгео» отозвали лицензию на геологоразведку на этих участках. Отправлены письма (с приложением подписей жителей) губернатору Александру Уссу; в законодательное собрание Красноярского края; в комитет по недропользованию, который выдает лицензию; в природоохранную прокуратуру. Сейчас мы работаем на упреждение... Нам не нужно золото, что по Амылу, что по Таятам. Район с этого не имеет ни налогов – ничего, кроме экологических проблем.

_________________________________________________________

* Согласно данным из ЕГРЮЛ: «Аурумгео» – красноярская компания, зарегистрированная в апреле 2018 года. В графе «основной вид деятельности» значится: добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы). В декабре то же юридическое лицо по тому же адресу в Красноярске создало ООО «Казырское» с тем же видом деятельности.

Галерея изображений Одна из улочек в Таятах. Одна из улочек в Таятах. На улицах в Таятах чистота. На улицах в Таятах чистота. В центре Таят установлен памятный камень писателю Алексею Черкасову, написавшему «Сказания о людях тайги». В центре Таят установлен памятный камень писателю Алексею Черкасову, написавшему «Сказания о людях тайги». На въезде в село. На въезде в село. Лодочная парковка в центре села. Лодочная парковка в центре села. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Велосипеды у сельской школы. Велосипеды у сельской школы.   View the embedded image gallery online at:
http://shansonline.ru/index.php/istorii/item/2926-starovery-i-posledovateli-vissariona-byut-trevogu-na-ikh-zemli-khotyat-zajti-zolotodobytchiki#sigProIddd38988582

Последние новости

Советы по профилактике гриппа и ОРВИ в холодное время года

Роспотребнадзор напоминает о важности соблюдения простых правил для защиты здоровья.

Опасность устойчивых бактерий: как неправильное использование антибиотиков угрожает здоровью

Проблема устойчивости к антибиотикам становится всё более актуальной в современном обществе.

Гуманитарная помощь для бойцов из Хакасии

Мэр Абакана и парламентарии доставили новую партию груза на фронт.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ангарске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *