Хакасия может повторить «иркутскую историю», а может и создать свою
Начавшаяся неделя обещает интересные события, в том числе связанные с первой сессией Верховного Совета восьмого созыва, назначенной на 22 сентября.
Начавшаяся неделя обещает интересные события, в том числе связанные с первой сессией Верховного Совета восьмого созыва, назначенной на 22 сентября.
Ни для кого не секрет, что Сергей Сокол уже вернулся в Хакасию, назло всем, кто этого не хотел. Более того, он с огромной долей вероятности займёт пост председателя Верховного Совета Хакасии. А самое главное – от оппонентов Сокола в предстоящих событиях это больше не зависит. При желании они могут даже залить своим ядом улицы Абакана с прилегающими окрестностями, «Единой России», получившей большинство в хакасском парламенте, это никак не помешает принять нужные решения. Ну, а дальше…
Кстати, а что дальше?
Не ожидается ничего из разряда сверхъестественного, ибо подобная конфигурация власти уже складывалась в Иркутской области после выборов 2018 года. Различные умные головы из числа экспертов-политологов уже не раз говорили об этом, намекая на идентичность ситуации, при которой исполнительную власть территории возглавляет представитель КПРФ, а законодательную власть – представитель «Единой России». Мы с такой трактовкой событий готовы согласиться, однако суть явлений, как правило, кроется в нюансах.
В первую очередь это касается личности избранного главы. В Иркутской области это был опытный и сильный политик, хозяйственник, администратор — Сергей Левченко, который одержал победу в реальной конкурентной борьбе с очень сильным соперником. А в Хакасии мы, к сожалению, имеем дело с вечным дебатантом Валентином Коноваловым, про которого можно сказать, что он просто хороший человек. Но за пять лет необходимых руководителю мышц он так и не нарастил, увы, и мы говорим об этом без всякого злорадства.
Второй момент заключается в составе законодательной власти. Да, на выборах 2023 года «Единая Россия» в Иркутской области разорвала КПРФ, после чего территория перестала быть «красной». Но в 2018 году ситуация для партии власти складывалась непросто. Состав депутатов Иркутского законодательного собрания выглядел так: 18 — от КПРФ, 17 — от «Единой России», 4 — от ЛДПР, по 3 — от партий «Гражданская платформа» и «Справедливая Россия». Полный винегрет, но даже в такой ситуации Сергей Михайлович Сокол (да-да тот самый) сумел занять кресло председателя.
В том же 2018 году Хакасия от Иркутской области далеко не ушла — «Единая Россия» большинства также не получила, разделив мандаты с КПРФ, ЛДПР, «Коммунистами России», «Справедливой Россией», «Патриотами России», «Партией пенсионеров». Тоже винегрет. Зато по итогам нынешних выборов в Верховный Совет Хакасии вошли 34 единоросса, 14 коммунистов и два депутата от ЛДПР. Так что места для каких-либо манёвров у КПРФ здесь нет. В этом и заключается главное отличие Иркутской истории от нашей.
Если продолжить аналогию с Иркутском, то старший Левченко, возглавляющий область, и младший Левченко, возглавляющий фракцию КПРФ в заксобрании, частенько действовали сообща. И в Приангарье до сих пор помнят историю блокирования коммунистами пакета помощи пострадавшим от паводка жителей города Тулун. Тогда Сергей Сокол был сильно возмущён таким противодействием со стороны исполнительной власти и подчинённой ему фракции КПРФ, тем более что решалась судьба жителей практически смытого с лица земли города. В итоге те манёвры вышли боком Левченко-старшему, которого президент России снял с должности, да и судьба Левченко-младшего вышла незавидной.
Однако вернёмся в Хакасию и признаем очевидное. Глава республики Валентин Коновалов полностью утратил влияние на Верховный Совет. И если раньше, сдружившись с Владимиром Николаевичем Штыгашевым, он без проблем решал нужные вопросы, то сейчас у него такой возможности даже гипотетически не просматривается. Сергей Сокол, проведя жёсткую зачистку рядов «Единой России», за что его, кстати, сильно критиковали, нужного результата в итоге добился. Если в кругу нынешних депутатов единороссов и есть какие-то сочувствующие противоположной стороне, то их крайне мало и они хорошо известны. Поэтому, исходя из чувства здравомыслия, мы ожидаем, что две ветви власти будут как-то договариваться и выстраивать конструктивное взаимодействие.
Ещё один очевидный итог состоявшихся выборов заключается в том, что уже давно анонсированная смена политических элит в Хакасии — состоялась! Буквально исторический момент. С дистанции сошли почти все, кто имел влияние с партийно-комсомольских времён. Даже Владимир Штыгашев, при всё нашем к нему уважении, такой конкуренции не выдержал и впереди нас ждут очень интересные события. Ждём и предвкушаем…
Константин Обеленский
Константин ОбеленскийПоследние новости
Интервью с экспертом РАНХ и ГС: Взгляд на социальные проблемы Хакасии
Андрей Тенишев делится мнением о текущих вызовах и перспективах региона.
Виртуальный музей Арбитражного суда Республики Хакасия
Обзор нововведений на официальном сайте суда.
Открытие Молодежного центра Русского географического общества в Хакасии
В Хакасии открылся новый Молодежный центр, способствующий развитию молодежной инициативы.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией