Самые первые…

Наш город принято считать молодым: за официальную точку отсчета его биографии взято 30 апреля 1931 года.

Наш город принято считать молодым: за официальную точку отсчета его биографии взято 30 апреля 1931 года. Дата, когда Президиумом Центрального исполнительного комитета СССР было принято постановление о переименовании села Усть-Абаканское в город Абакан. Но он возник не на пустом месте. Уже в позапрошлом веке в упомянутом селе бурлила жизнь: работала одноклассная школа (первая в Хакасии!), прихожане ходили в добротную каменную церковь, бурно развивались кустарное производство и торговля, строились лавки, дома купцов и золотопромышленников… Если считать «началом» города дату основания села, то Абакан может оказаться старше Минусинска. По одним данным, Усть-Абаканское возникло в XVIII веке, по другим – в XIX-м. Самый ранний вариант даты его появления – 1734 год. Напомню, что Минусинск был основан как поселок позже: в 1739 году.

Предлагаю вспомнить о том, какие материальные свидетельства остались нам на память о «догородской» жизни Абакана позапрошлого века. Ниже — краткие зарисовки о первых значимых зданиях, местах, улицах… Этот отрывочный экскурс в историю не претендует на всеохватность.

Храм

Одно из немногих сохранившихся зданий, помнящее Абакан еще селом – Никольская церковь. До наших дней дошло упоминание о том, как 28 февраля 1859 года на ее закладку в селе Усть-Абаканское была дана разрешительная грамота епископа Томского Нарфения, посланная Благочинному Градо-минусинскому Спасскому собору. В ней говорилось о строительстве храма во имя святителя Николая Мирликийского. Почему именно в его честь? История сохранила разные объяснения. Например, знаменитый хакасский ученый Н. Катанов писал, что « выше всех святых инородцы почитают угодника Божьего Николая» . В исследовании О. Шведовой, Н. Клепче и М. Никоновой приводятся курьезы, связанные с этим: « Его иконы имелись почти во всех хакасских юртах, а в Никол и н день в церквах всегда бывало многолюдно. Иногда в юртах встречалась чайная этикетка с портретом, который неграмотные люди ошибочно принимали за образ Николая Угодника. Чай сюда поступал из чаеразвесочной фабрики Иркутска, на чайной этикетке имелся портрет хозяина фабрики, внешне походивший на святого» .

Церковь строили два года (с 1862-го по 1864-й) на деньги, которые жертвовали прихожане. На нужные работы не всегда удавалось собрать достаточно пожертвований. Историк А. Гладышевский напомнил об одном из таких задокументированных случаев: « Посетивший в 1863 г. с.Усть-Абаканское епископ Никодим совершил молебен с водоосвящением около церкви с северной стороны, в церкви ещё отсутствовал иконостас. В присутствии прихожан Никодим пожурил священника Родиона Пушкарёва за то, что он не просит прихожан о всепоможении на окончательное строительство. Никодим отметил в своём дневнике: “Тут же один инородец, одетый в кафтан с золотым шитьём, сказал: “Жертвую 100 рублей”» .

Усть-Абаканское после постройки Никольской церкви стало селом. Первоначально церковь хоть и стояла на каменном фундаменте, но сама была деревянной, крытой тесом, покрашенным в зеленый цвет. Иконостас и иконы для нее были изготовлены в Петербурге, ценные иконы (Спасителя и Божьей Матери) пожертвовал мещанин Лукосовский из Красноярска, а колокола приобрели верующие Кондратий Тотышев и Иван Матараков.

После революции церковь постигла судьба тысяч других храмов в России. Это было время закрытия храмов, изъятия их ценностей и преследований верующих и священников. Всего в церквях Хакасии было изъято 1118 предметов, отдельных данных по Никольской церкви я не нашла. И только в годы Великой Отечественной войны, когда в отношениях церкви и государства наступила «оттепель», культовые здания снова начали открываться и принимать прихожан. В Никольской церкви тоже возобновились богослужения – после десятилетней паузы. Первое из них пришлось на Рождество 1945 года.

К ладбища

Свидетели становления населенного пункта – не только его первые здания, но и… первые кладбища. Тем более что они – постоянные спутники церквей. Естественно, здесь имеются в виду не древние захоронения, которых на территории Абакана тоже хватает. Поговорим о кладбищах, на которых были похоронены первые жители села.

Оказывается, не так давно их исследовали и даже раскапывали с научными целями. Хотя археологическими объектами они не являются. Слишком “молоды” для этого. Раскопки были охранными и производились по необходимости: из-за того, что могилы потревожили строительные работы. Более десяти лет назад они производились Абаканским отрядом РГНИУ “Хакасская археологическая экспедиция” в двух местах. Одно из них – неподалеку от Никольской церкви: его когда-то называли Ах-Тигей, или Белая Макушка: предположительно из-за белых берестяных юрт стоянок скотоводов на этом месте. Второе — берег осушенного в 1930-е годы озера Игир-Обаа-Куль (возле сегодняшнего парка «Орленок»). В последнем случае старое кладбище потревожила реконструкция здания Национального банка. Естественно, могилы были раскопаны только в границах строительных работ.

Но и это дало ученым представление о быте и верованиях сельчан из Усть-Абаканского в XIX веке. Обнаруженные историками рядом с умершими предметы подтверждают, что многие жители этих земель были двоеверцами. Историк В. Минор рассказывает, что на кладбище возле Никольской церкви умершие были похоронены либо по православному, либо по языческому обряду. А вот на другом, удаленном от православной церкви кладбище столь четкого разделения захоронений на православные и языческие уже не наблюдалось. Хотя в некоторых могилах и были обнаружены бронзовые литые православные крестики или основания крестов.

Ученый сообщает подробности, подтверждающие его выводы: “…во всех без исключения погребениях имеются многочисленные языческие элементы. В отличие от погребений на Ах-Тигее, здесь нет четкого разграничения на язычников (шаманистов) и православных. За исключением погребений маленьких детей, во всех погребениях обнаружена фарфоровая и керамическая посуда, стеклянные бутылки, в ногах у погребенных – остатки мяса животных. В трех женских погребениях встречены деревянные курительные трубки, причем, в двух из этих погребений найдены и бронзовые крестики. В одном из мужских погребений, совершенном в русском деревянном сундуке, окованном стальными полосами, был обнаружен православный крестик, а в ногах – деревянное, украшенное железными бляшками, седло с коваными железными стременами. Складывается впечатление, что у жителей этой местности православный крестик был не символом веры, а, скорее всего, признаком высокого социального и имущественного положения”.

Эти раскопки не только добавили штрихи к портретам усть-абаканцев прошлого, но и подтолкнули к предположению о том, что первый православный храм в Усть-Абаканском был старше Никольской церкви, стоял неподалеку от нее, только не сохранился. Минор приводит такие аргументы в пользу своей версии о существовании другой церкви: “…вероятно, находившаяся ранее на вершине холма, вокруг которого были совершены эти погребения, но сведения о которой до нас не дошло. О существовании более ранней церкви говорит и т о т факт, что это кладбище находится на холме гораздо выше современной церкви. Видимо, старая церковь была очень маленькой, и ее постепенно окружило кладбище настолько плотно, что новую побоялись строить на месте старой, чтобы не потревожить могилы”.

Д ома и улицы

В отличие от каменной Никольской церкви, первые жилые строения Усть-Абаканского до нашего времени не дошли. Упоминается, что в большинстве это были недолговечные дома из дерева и самана. Да и совсем немного их было, первых зданий: по найденным сведениям Н. Катанова, всего 21 подворье на 1859 год и 55 подворий на 1898 год. В XIX веке в селе кроме церкви было еще два приметных общественных здания: открывшейся в 1863 году первой на территории Хакасии одноклассной школы и инородческой управы.

Улицы (пусть и не раз переименованные за последние десятилетия) – тоже свидетельства становления города и происходивших в нем перемен. Кстати, первые улицы будущего города – Набережная и Абаканская – появились еще в его бытность селом. По данным историка А. Гладышевского, « т ам располагались школа, лавка купцов Саражаковых, хлебный магазин и большое здание Качинской управы. В нем две комнаты занимала канцелярия, еще две комнаты (их называли дворянские) предназначались для приезжающих уездных чиновников, наконец, комната с кухней служила квартирой письмоводителя. Первым промышленным предприятием стал кожевенный завод минусинского купца Монастыршина (там выделывали по 700 кож в год)».

В первые советские годы Усть-Абаканское все еще не выглядело впечатляющим. В литературе часто приводится газетное описание корреспондентом «Красноярского рабочего» Усть-Абаканского как центра образованного в 1923 году Хакасского уезда: “насчитывает всего 90 домов, из которых только половина напоминает собой деревянные дома захудалой русской деревни. Остальные с поломанными крышами или вовсе без них, с потолками, покрытыми хворостом для большей прочности, наполовину вросшие в землю” . В 1920-е годы зданий (как для учреждений, так и жилых) катастрофически не хватало. Историк А. Гладышевский привел яркий пример этого: “Становление Усть-Абаканского как центра уезда проходило довольно сложно, надо было где-то разместить уездные учреждения, найти жилье для их работников. Так, в протоколе заседания уездного исполкома от 6 июня 1925 года записано: “Нет помещения для Исполкома и жилья для работников. Еще раз обращаем на это внимание РИКа и просим срочно дотацию 50 000 рублей. В случае отказа ставим вопрос перед Губисполкомом о переводе с 1 октября учреждений в Минусинск” .

В 1927 году, чтобы как-то решить проблему, начали строить двухэтажные дома барачного типа (некоторые образцы подобного строительства стоят до сих пор). Но все-таки это “положило начало трем улицам: Хакасской, Советской и Октябрьской (ныне проспект Ленина). Улицы, именовавшиеся вначале первая, вторая… шестая (шестая была крайней, за ней находилось кладбище), получили имена: Вокзальная, Ленинградская (ныне Пушкина), Енисейская (Чертыгашева)” (А. Гладышевский).

Мы вспоминали о достаточно давнем прошлом Абакана, но его часть осталась с нами и сейчас. Не только в форме воспоминаний, но и в виде немногочисленных материальных напоминаний — вроде зданий и улиц. Пройдет еще несколько сот лет, и к ним прибавятся примеры из нашего времени. Какими они будут? Что из того, чем мы любуемся сейчас, сможет сохраниться на века и стать «кирпичиками» из нашего времени для дальнейшего развития города? На эти вопросы смогут ответить только наши потомки…

Страницы истории листала Татьяна ЗЫКОВА

Старинные фото Абакана — из открытых источников

Современные фото Т. ЗЫКОВОЙ

Кристина SMM

Последние новости

Эскалация конфликта: реакция главы Хакасии на слова Путина

Валентин Коновалов высказался о ситуации с ракетными ударами по России.

Экспорт мёда из Алтайского края достиг новых высот

За девять месяцев 2024 года объем экспорта мёда значительно возрос.

Советы по профилактике гриппа и ОРВИ от Роспотребнадзора

Как защитить свой организм в сезон вирусов.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Симферополе, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *