Великий Пост – время радости и обновления
31 марта началась четвертая, Крестопоклонная, неделя Великого Поста, а сегодня, 3 апреля, православные встречают его Преполовение, то есть ровно середину.
31 марта началась четвертая, Крестопоклонная, неделя Великого Поста, а сегодня, 3 апреля, православные встречают его Преполовение, то есть ровно середину. Выдержать самый долгий и строгий пост сложно, ведь не всегда получается отказаться от соблазнов, поджидающих нас на каждом шагу. Что помогает православному человеку выдержать трудности поста и очистить душу, можно ли начать соблюдать пост с его середины, в чем заключается смысл Великого Поста – обо всем этом абаканцам рассказывает протоиерей Градо-Абаканского храма в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены Олег ПОПОВ.
О смысле Великого Поста– Отец Олег, православные жители Абакана сегодня встречают Преполовение Великого Поста. Половина его уже позади, однако, впереди у православных еще долгий путь до Светлой Пасхи. Расскажите, пожалуйста, о смысле Великого Поста для православного человека?
– Великий пост, предшествующий Пасхе, – это путь, который православные верующие проходят, готовя себя к Празднику праздников. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель. Смысл поста в том, чтобы мы, люди, постарались приблизить нашу жизнь к Богу, то есть изменить себя к лучшему.
Мы имеем двойственную природу: с одной стороны, принадлежим к материальному миру, в то же время являемся и частью мира духовного. Однако очень часто духовная составляющая человека остается угнетенной грузом житейских дел, духовных болезней, нашими «любимыми» грехами. В результате человек теряет связь с Богом.
– Что следует понимать под духовными болезнями?
– Духовные болезни есть наши страсти, отсутствие любви к Богу, любви к ближнему. Освободиться от этих грехов (потому что все, что мы делаем против Бога, является грехом) нам и помогает пост. Как говорил митрополит Сурожский Антоний, Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. При этом следует помнить, что телесный пост (ограничение в пище) — это не главное, он является лишь инструментом для совершения подвига покаяния. Православное понимание поста заключается в осмыслении нашего истинного положения по отношению к заповедям Божиим. Мы видим, что во многом отступили от них, не исполняем заповеди, и через покаяние пытаемся вернуться в первозданное состояние, в образ человека, каким он и был сотворен Богом, в образ первозданного Адама.
Во время Великого Поста мы как бы жертвуем Богу часть своей жизни, определенную десятину. У иудейского народа божия была заповедь, согласно которой десятую часть всех своих доходов человек должен был внести на нужды церкви. В настоящее время мы жертвуем Богу десятину частью нашей жизни, ведь сорок дней Великого Поста как раз и являются примерно десятой частью года. Как учат нас святые отцы церкви, благодеяние душам нашим: отделять десятину от самых дней жизни нашей и посвящать ее Богу, чтобы и мы таким образом получили благословение на все свои дела. Принимая эту жертву, Господь дает нам намного больше, чем мы жертвуем: обновление нашей жизни, силу Святого Духа, силу и возможность жить по заповедям божиим, другими словами, все то, в чем действительно нуждается душа человека. Мы не всегда чувствуем свою душу. Совесть наша часто молчит, но не потому, что мы совершаем лишь хорошие дела, просто мы заглушаем ее нашими постоянными отступлениями от Бога, забвением Бога. В Великий Пост у человека открывается новое зрение, по сути, он начинает видеть мир новыми глазами, поднимается на более высокую ступень своей жизни.
Пост – это не просто соблюдение Устава пищи– Не всегда у современного человека получается выдержать весь Великий Пост: бывает соблазнов много, бывает и сам человек духовно слаб. Вроде начал соблюдать пост и не выдержал – что делать в таком случае? И наоборот, кто-то лишь к середине Великого Поста решил, что сможет соблюсти все его требования и ограничения – может ли он начать сейчас?
– Что значит – человек не выдержал пост? Если понимать под соблюдением поста лишь соблюдение Устава пищи, то это неверно. Как мы уже отмечали, соблюдение Устава пищи – это лишь инструмент, если нет молитвы, покаяния, приближения к Богу, если нет противостояния греху, тогда пост теряет всякий смысл. Соблюдение лишь только ограничения в приеме пищи можно называть просто диетой, которая в итоге также получится не очень хорошая – зачем такая вообще нужна? Что касается вашего второго вопроса. Если человек пришел к осознанию необходимости для себя соблюдения поста, он может начать это делать с любого дня Великого Поста. Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесные, что самое главное сокровище для нас, христиан, – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Пост – это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по божьим заповедям.
– Что помимо соблюдения Устава пищи должен делать человек во время Великого Поста?
– Во-первых, молиться, но понимать это нужно гораздо шире. Молиться – это не только читать слова той или иной молитвы. Молитва — это когда человек помнит о присутствии Бога во всех делах своей жизни. Во-вторых, за время поста мы должны научиться поступать не так, как привыкли делать это раньше: нужно научиться прощать, научиться относиться к людям справедливо. Понимание справедливости исходит из нашего внутреннего состояния. Каковы мы есть, таким нам и видится окружающий мир, так мы и относимся к ближнему. Вот это наше состояние и призван исправить пост – молитвой и телесным воздержанием, отказом от привычных радостей. Ведь что такое жертва Богу? Это значит, что мы отказываемся в пост от тех вещей, которые любим, ради молитвы, ради Бога. Главное, чтобы изменился привычный образ жизни: чтобы человек не сидел, погрузившись в Интернет, телевизор, а нашел время и возможность побыть в тишине наедине с самим собой, пообщаться с Богом. Все это – также дело поста. Важно в пост бывать в храмах, где в будние дни совершаются особые, сугубо молитвенные богослужения. В среду и пятницу в храмах служатся особые постовые литургии, которые в другие дни не совершаются. Красной нитью через все богослужения проходит покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, она читается дважды в конце каждой великопостной службы – от понедельника до пятницы. Этой молитвой мы испрашиваем Бога об очень важных вещах: чтобы он избавил нас от духа лени, уныния, тщеславия, празднословия. Вместо этого мы просим у Бога духа терпения, смирения, любви, чтобы нам восстановить целостность нашей личности.
И в дни поста, и всегда Господь призывает нас жить в мире друг с другом, учиться относиться к другим людям справедливо, видеть в каждом человеке лишь его лучшие качества.
Ольга КАРАЧАКОВА
Анна СпасскаяПоследние новости
Проблемы в Хакасии: Анализ ситуации
Обсуждение постоянных проблем региона и их последствий.
Набиуллина представила направления денежно-кредитной политики в Госдуме
Глава ЦБ озвучила основные проблемы и вызовы для экономики России.
Новые инициативы по улучшению экологической ситуации в городе
Власти города объявили о планах по сокращению выбросов и улучшению качества воздуха.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований