Проведение опросов: цели, методы и стоимость услуг по изучению целевой аудитории
Когда речь идет о значимости исследований в бизнесе, кажется, что можно провести параллель с медициной. В обоих случаях требуется наличие квалифицированных специалистов, которые смогут проанализировать ситуацию перед тем, как принимать какие-либо решения. Как и врач, который предписывает лечение только после того, как провел диагностику, бизнес-аналитики должны изучить рынок, чтобы помочь компаниям определить возможности для увеличения продаж.
В настоящее время метод проб и ошибок стал неактуален, поскольку конкуренция является очень высокой. Поэтому компании должны проинвестировать в детальный анализ рынка и верно понимать причины успехов и/или неудач. Создание опросов для малого и среднего бизнеса - это надежный способ выяснить, как клиенты воспринимают бренд, его продукцию и почему продажи не растут. Также опросы могут помочь определить, какие шаги необходимо предпринять для повышения продаж и многое другое.
Значимость проведения опросов
Как путник, который движется с завязанными глазами в неизвестном направлении, предприниматель, не знающий целевую аудиторию своего бизнеса, может совершать много ошибок. Конечно, интуитивно принятые решения могут оказаться верными, но не стоит полагаться только на удачу. Обдуманное принятие решений, основанное на объективных данных о рынке и целевой аудитории, позволит надежно и точно действовать.
В крупных компаниях для анализа данных существуют сложные маркетинговые исследования на основе big data. Небольшие и средние компании, а также узкоспециализированные компании могут использовать опросы и анкетирование для получения информации о своих клиентах. Опросы помогают достичь многочисленных целей, включая определение потребностей клиентов, изучение отношения клиентов к продукту, оценку уровня удовлетворенности и лояльности клиентов, установление цен на товары и услуги, контроль текущей ситуации с продажами, прогнозирование спроса, изучение конкурентов и отношения вашей целевой аудитории к ним, а также определение силы бренда, его узнаваемости и заметности рекламы среди клиентов.
Узнав потребности и мотивацию целевой аудитории, вы сможете разработать новые товары и услуги, а также определить, имеет ли новый продукт потенциал для рынка. Кроме того, выяснение удовлетворенности клиентов поможет увеличить прибыль. Вы определите, что нужно улучшить, а лояльные клиенты приносят максимум прибыли и создают положительный имидж компании и бренда. Проведение опросов позволит вам оценить ценовые границы для продукта, наладить контроль за текущей ситуацией с продажами и прогнозировать спрос, что особенно важно при запуске новых продуктов и услуг.
Опросы также помогают в изучении конкурентов и их преимуществ и слабых сторон, необходимых для создания конкурентного и успешного бизнеса. Изучив силу бренда и эффективность маркетинговых кампаний, вы сможете увеличить узнаваемость и заметность своего бренда среди целевой аудитории, что, в свою очередь, приведет к росту продаж.
Как провести опрос: методы и инструменты
Исследование методом опроса можно отнести к количественным методам изучения различных явлений. В таком случае нужно привлечь как можно больше респондентов для получения релевантных результатов. Оптимальный размер выборки зависит от целей проводимого исследования, соответствующей сферы деятельности компании, а также других особенностей. Обычно количество респондентов может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч.
Проведение опроса может быть осуществлено различными способами: онлайн, по телефону, с помощью личного интервью. Выбор определенного метода зависит от того, как компания взаимодействует с клиентами. Так, для магазина без программы лояльности удобнее проводить опрос лично. Если компания продвигается через интернет, то лучше использовать онлайн-опрос, а для компаний B2B - анкетирование по телефону. Конечно, предпочтительнее выбрать канал, с помощью которого уже установлен контакт с потребителями.
Рассмотрим основные способы проведения опросов. Ниже перечислены наиболее распространенные методы, которые применяются по всему миру.
CAWI, или Computer-assisted Web Interviewing, это эффективная технология, которая позволяет проводить интернет-опросы крупных аудиторий без необходимости больших затрат. С помощью специальных программ формируется анкета, которую можно настроить под нужды конкретного исследования. Это позволяет задавать любые типы вопросов, а также вкладывать графические, звуковые и видеоэлементы. Более того, система автоматически отбирает респондентов по предоставленным критериям, таким как возраст, пол, регион проживания и уровень дохода, сокращая таким образом время и затраты на поиск и выбор участников опроса.
После выбора респондентов, им отправляются приглашение на электронную почту со ссылкой на анкету. Участники заполняют анкету и результаты передаются аналитикам для последующего анализа.
Хотя CAWI имеет множество преимуществ, таких как быстрота и экономичность по сравнению с проведением личных интервью, большой охват аудитории и отсутствие территориальных ограничений, у этой методики существует один недостаток. Он заключается в том, что обычно уровень ответов и участия в опросе ниже, чем у телефонных и личных опросов.
Телефонное анкетирование включает в себя использование высокотехнологичных систем, включая CATI (Computer-assisted Telephone Interviewing). Такая система позволяет проводить анкетирование по заранее разработанному скрипту. Анкеты, используемые в процессе анкетирования, могут быть предоставлены заказчиком или сгенерированы системой случайным образом.
В процессе телефонной беседы каждый вопрос появляется на экране монитора перед оператором, который записывает ответы на автоматический носитель данных. Это делает такую систему представления данных более удобной по сравнению с методом CAWI. Анкета работает в интерактивном режиме, каждый последующий вопрос относится к предыдущим ответам.
При таком анкетировании супервайзеры могут контролировать работу интервьюеров. Их доступ к системе позволяет прослушивать выбранные анкеты, записывать разговоры и отслеживать результаты в процессе анкетирования. Однако, в некоторых случаях, вместо живого оператора интервью проводит бот, что помогает снизить стоимость исследования. Хотя многие люди нейтрально относятся к этому методу и состоятельно общаются с ботом - голосовым роботом.
PAPI или CAPI: Какие бывают личные опросы на улице или в магазине
Личное интервью, также известное как face-to-face (F2F), представляет собой метод контакта между интервьюером и респондентом, который происходит «вживую», лично. Они часто проводятся на улице (когда нужна широкая аудитория) или в местах продаж (когда нужно узнать мнение покупателей непосредственно после покупок), эта локация также актуальна для холодных времен года.
Существует две формы проведения личного интервью: «бумажные» опросы (PAPI - Paper-assisted Personal Interviewing) и опросы с использованием компьютера или планшета (CAPI - Computer-assisted Personal Interviewing). Второй вариант является более предпочтительным, поскольку автоматизация снижает вероятность ошибок, позволяет контролировать процесс сбора анкет и делает данные готовыми для обработки уже в цифровом формате, участникам опроса можно демонстрировать видео и аудиоматериалы.
Однако, PAPI и CAPI опросы считаются одними из самых дорогих методов (дороже всего - поквартирный опрос и холл-тест), часто требуется оплата за присутствие интервьюеров на месте проведения опроса. Oграничения метода происходят от пропускной способности места опроса и влияния локации на результаты опроса (это может привести к искажению данных). В связи с этим, данный метод теряет свою популярность с каждым годом, особенно в пост-коронавирусное время.
Квартирный опрос: особенности и применение
Квартирный опрос – это форма личного интервью, проводимая по месту жительства респондента. Проведение опроса может быть как «бумажным», так и автоматизированным методом с использованием планшетов. Несмотря на высокую трудоемкость, сложность доступа и высокую стоимость, этот метод все равно используется для получения более подробных и детальных ответов от респондентов. Особенно этот метод применяется для проведения социологических исследований, например, переписи населения.
Как правило, квартирный опрос проводится дольше, чем интервью на улице или в магазине, что позволяет задавать более сложные вопросы и получать более развернутые ответы от респондентов. Однако, использование этого метода опроса имеет определенные ограничения, такие как высокая стоимость и трудоемкость.
Результаты квартирного опроса оцениваются с помощью различных показателей и индексов, которые имеют свои определенные нормы. Но следует учитывать, что эти нормы не постоянны и могут зависеть от типа рынка, географии деятельности, особенностей целевой аудитории и других факторов. Поэтому интерпретация результатов происходит индивидуально. Результаты опроса позволяют определить возможности для развития продукта или компании.
Цена услуг
Услуги по проведению опросов предоставляют агентства по маркетинговым исследованиям. Конечная стоимость услуги состоит из трех составляющих:
- разработки анкеты (этот этап является самым ответственным: необходимо разработать точные вопросы, соответствующие целям и задачам анкетирования, а также правильно выстроить логику переходов);
- сбора данных;
- анализа и интерпретации результатов.
Стоимость проведения опроса зависит от многих факторов. В первую очередь на нее влияют:
- Количество респондентов. Иногда достаточно интервьюировать 100 человек, чтобы получить достоверные данные, в других случаях требуется мнение нескольких тысяч участников.
- Тип опроса, его сложность и продолжительность. Личное интервью с респондентом занимает больше времени и стоит дороже, чем массовое анкетирование по телефону или в интернете.
- Достижимость целевой аудитории, то есть количество человек, которые подходят под условия опроса. Одним из важных факторов является тип продукта, его популярность и уровень проникновения на рынок (пенетрация). Например, при исследовании молочных продуктов достижимость будет почти стопроцентной, потому что их покупают практически все. Соответственно, это будет означать низкую цену анкеты. А если целью опроса является изучение мнения владельцев элитных автомобилей, достижимость аудитории будет минимальной, следовательно, коснется и стоимость исследования.
- Уровень отклика и заполняемости анкеты. Не все предполагаемые респонденты соглашаются принять участие в опросе: некоторые отказываются делать это по разным причинам (например, недостаток свободного времени, "неудобная" тематика). Кроме того, не все участники дойдут до конца и качественно заполнят анкеты. Организаторам исследования приходится прилагать усилия, чтобы преодолеть сдерживающие факторы, что всегда влияет на стоимость.
Таким образом, цена услуги проведения опроса является изменчивой. Она может колебаться в широких пределах - от 70 до 5000 рублей за анкету.
Опросы позволяют руководителям компаний лучше понимать свою целевую аудиторию: ее потребности, мотивы, побуждения к покупке, отношение к продвигаемому бренду, к продукции конкурентов и многое другое. Эти знания могут стать основой для принятия важных управленческих решений. Исследования лучше всего заказывать у профессионалов, которые имеют опыт в разработке анкет, проведении опросов и анализе полученных результатов.
Данный текст не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на декабрь 2020 года.
Фото: freepik.com